Стереосистема 2.0 – акустика, состоящая из двух колонок (первая цифра – количество колонок, вторая – сабвуферов). Предназначена, прежде всего, для прослушивания музыки, однако при хорошем качестве может стать универсальным вариантом как для музыки, так и для игр и фильмов.
- Система 2.1 – дополнена сабвуфером для звучания баса. Не стоит гнаться за фактом наличия самого сабвуфера: дешевая модель может только испортить звучание.
Многокомпонентная система – состоит из пяти колонок (как правило) + сабвуфер. Нужна для получения объемного звука в помещении. Основная задача – фильмы и игры. При покупке системы 5.1 стоит помнить, что для ее правильного размещения необходимо пространство, поэтому если комната недостаточно большая, лучше купить стереосистему.
При ограниченности бюджета лучше выбрать систему 2.0, потому что за ту же сумму, как правило, она будет лучше и качественней системы 5.1. Пусть звук будет не объемный, зато достаточно качественный для любой задачи.
Тип
Активная акустика – система со встроенным усилителем мощности. Преимущества – мобильность, компактность, такую систему проще отрегулировать, а за счет того, что динамики подключают непосредственно к усилителям, улучшается качество звучания и расширяется диапазон воспроизводимых частот.
Пассивная акустика – система, для которой не требуется подвод линейного сигнала и напряжения к каждой колонке. Но при этом для пассивных акустических систем нужен внешний усилитель.
Пассивно-активная акустика – комбинированная система, состоящая из основных колонок (пассивный тип) и сабвуфера (активный тип). Такое решение позволяет добиться высококачественного звучания на низких частотах благодаря наличию усилителя в активном сабвуфере.
Компоненты
Фронтальные колонки – дают основной звук, поэтому при выборе таких колонок лучше не экономить и изначально приобрести качественное устройство. Для начала можно купить только пару хороших напольных фронтальных колонок, а остальные приобрести позже. Эта акустическая система отличается тем, что может работать как самостоятельно, так и в составе многоканальной системы.
Центральные колонки – важно, чтобы они находились поближе к телевизору, над ним или под ним. В фильмах передает голос. Акустика центрального канала используется для построения многоканальной системы объемного звука.
Тыловые колонки – могут располагаться высоко над головой слушателя, по бокам или сзади. Их можно развернуть динамиком к стене. В данном случае звук будет отражаться от поверхности стены. Они используются для создания картины «окружения звуком».
Сабвуфер – передает звуки низких частот. Обязателен для построения системы домашнего кинотеатра. При использовании фронтальных колонок среднего и бюджетного класса добавление сабвуфера может значительно улучшить качество звука.
Сателлит – это маленьких размеров колонка, которая используется в недорогих комплектах для домашних кинотеатров.
- Мониторный громкоговоритель – чаще всего применяется в радиовещательных и звукозаписывающих студиях для контроля фонограмм, поскольку он в точности передает все нюансы музыкального материала. Это дает возможность услышать не только музыкальные детали фонограммы, но и огрехи звукорежиссера, искажения усилителя. Поэтому в домашних условиях использование мониторного громкоговорителя не всегда уместно.
Твитер – устанавливается сверху на фронтальную колонку и помогает воспроизвести высокие и ультравысокие частоты.
Компьютерные колонки – акустическая система, предназначенная для работы с компьютером.
Биполярные колонки – оснащены двумя комплектами динамиков, расположенных под углом примерно 90° друг к другу. Играют роль тылового канала в домашнем кинотеатре.
Назначение
Домашняя – рассчитана на использование в домашних условиях. К подобной акустике относятся многокомпонентные системы для «домашнего кинотеатра», стереосистемы для прослушивания музыки, в том числе продвинутые «меломанские» модели.
Концертная – используется в концертной деятельности. Эти колонки отличаются высокой мощностью и большими габаритами, а также имеют специальные разъемы.
Мониторная – обладает отличными амплитудно-частотными характеристиками и не искажает звук. Применяются для контроля качества сигнала в студийной работе. В домашних условиях такое оборудование использовать не имеет смысла.
Наружная – устанавливается на открытом пространстве, например, на летних площадках. Корпус таких колонок устойчив к воздействию влаги и коррозии.
Информационная – применяется на вокзалах, в торговых центрах и других общественных местах. Многие модели используются в паре с усилителями в домашних условиях, однако, частотный диапазон у них часто более узкий по сравнению с обычными колонками.
Кинотеатральная – используется для создания объемного звука в кинотеатрах. Это мощные пассивные колонки, которые подключаются к специальным театральным усилителям. Продаются поштучно – это позволяет собрать систему под конкретное помещение. Кинотеатральные колонки слишком дорогие, сложные и мощные для использования в домашних условиях.
Тип установки
По типам акустические системы делят в зависимости от места расположения и способа установки на несколько групп.
Напольная – такая акустическая система имеет крупные размеры. Устанавливается непосредственно на пол. Если ее поднять, то исказятся низкие частоты. Используется для улучшенного звучания баса, а в системе 5.1 чаще всего играет роль фронтальной акустики.
К напольной акустике относятся практически все сабвуферы, кроме встраиваемых в стену моделей.
Полочная – акустическую систему размещают, чтобы высокочастотные волны находились на одном уровне с головой слушателя. Для этого ее прикрепляют на стену или устанавливают на стойку либо подставку.
Такие колонки можно использовать самостоятельно в системе 2.1 или как фронтальный звук в системе объемного звучания.
Полочной акустикой являются большинство сателлитов, мониторов, фронтальные и тыловые колонки небольших размеров (высотой до 600-700 мм).
Саундбар – панель с колонками, которые создают эффект объемного звучания. Как правило, это небольшие колонки.
Встраиваемая/подвесная акустика – может устанавливаться вглубь стены, в потолок или же крепиться на них.
- Концертная и ландшафтная акустика – из названия видно, где данные системы устанавливаются и используются. От других акустик они отличаются большой выходной мощностью (концертные), влагонепроницаемыми корпусом и динамиками, изготовленными по особой технологии из полимерных и композитных материалов (ландшафтные).
Настенная – напоминает полочную акустику, но имеет собственные крепления и не нуждается в подставках или полках. Минус – сложность монтажа.
Линейный массив – вертикальная или горизонтальная конструкция, состоящая из нескольких колонок. Дает возможность охватить мощным звуком большие пространства. Такая акустика относится к концертной.
Количество полос
Акустические системы могут иметь от одной до семи частотных полос. От их количества зависит качество звука:
- двухполосные системы – оптимальный вариант по качеству звука, где одна полоса воспроизводит низкие и нижние средние частоты, а другая – высокие средние и высокие частоты;
- трехполосные системы – качество звука выше, что впрочем, сказывается и на стоимости. Одна полоса воспроизводит низкие частоты, вторая – средние, третья – высокие. Такие системы хоть и дают более качественный звук, но часто люди с немузыкальным слухом могут и не заметить разницы с двухполосной системой.
Мощность
Мощность оказывает значительное влияние на качество звука и механическую надежность самой системы, но это совсем не означает, что от мощности зависит громкость. Необходимо, чтобы мощности усилителя и акустической системы совпадали. В противном случае, если мощность усилителя будет больше мощности акустической системы, колонки легко могут выйти из строя.
Если брать за основу площадь комнаты и мощность системы, то можно примерно ориентироваться на такие цифры: для комнаты площадью около 20 м 2 следует остановиться на мощности акустической системы в пределах 60-80 Вт , 30 м 2 – 100 Вт , а с площадь больше 30 м 2 – 150 Вт.
Частота
Условно диапазон частот, которые может воспринимать человеческое ухо, можно поделить на три части: низкие частоты (от 20 до 150 Гц), средние (от 100 до 7000 Гц) и высокие (от 5000 до 20000 Гц). Если акустическая система будет использоваться в дополнение к домашнему кинотеатру, то ее частотный диапазон должен быть приблизительно от 100 до 20000 Гц . Если же это универсальная акустика, то следует выбрать систему с более широким диапазоном - от 20 до 35000 Гц .
Чувствительность
Чувствительность системы напрямую влияет на громкость звука при заданной мощности. Используя высокочувствительную акустику, можно иметь не слишком мощный усилитель. Чувствительность указывается в дБ/Вт/м, что означает определенное звуковое давление в дБ на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Условно чувствительность 84-88 дБ считается низкой, 89-92 дБ – средней, 94-102 дБ – высокой. Таким образом, чем выше чувствительность, тем лучше, однако не следует забывать, что мощный усилитель способен легко повредить чувствительные динамики.
Для музыкантов
Студийный монитор – позволяет контролировать качество звука, баланс инструментов и другие важные параметры при звукозаписи.
Концертный (сценический) монитор – создает дополнительное звуковое поле, посредством которого исполнитель ориентируется в звуке музыки.
Различают два вида концертных мониторов:
- напольный (наклонный) – подает звук исполнителю с минимальными искажениями и высоким давлением;
- боковой – повышает громкость мониторной системы на сцене. Располагаются по краям сцены. Зачастую роль боковых мониторов играют концертные акустические системы.
Важно : перед покупкой акустической системы обязательно прослушайте ее. Конечно, оценить качество звучания в шумном зале очень сложно. А вот в шоу-руме – вполне реально. Для прослушивания не используйте записи, которые имеются у продавцов, а возьмите хорошо известную во всех нюансах, много раз услышанную фонограмму.
Также учитывайте, что усилитель в демонстрационном зале отличается от вашего. Обязательно отключите все опции, отвечающие за обработку звука, в том числе тембральные.
Стоит обратить внимание на точность работы акустики при уменьшении / увеличении громкости, чистоту звука. Однако еще важнее – собственные ощущения от прослушивания.
Звуковое давление
Звуковое давление влияет на максимальную громкость акустики. Измеряется в SPL. Чтобы оценить этот параметр, стоит знать:
- 10 дБ SPL – шепот;
- 50 дБ SPL – беседа;
- 110 дБ SPL – работающий трактор;
- 150 дБ SPL – взлетающий самолет.
Интерфейсы
Входы / выходы
- RCA – характеризуется низкой устойчивостью к помехам, передает одноканальный звук;
- XLR – для балансного подключения, отличается высокой помехоустойчивостью. Дает возможность работать с длинными проводами без ущерба для чистоты аудиосигнала. Подобный стандарт является профессиональным.
- Jack (TRS 6.35 мм) – устойчив к помехам, может использоваться для балансного подключения. Встречается в профессиональном оборудовании и музыкальных инструментах.
- mini-Jack (TRS 3.5 мм) – чувствителен к помехам. Используется в мобильных устройствах (телефоны, плееры).
- AES/EBU (разъем XLR) – в отличие от предыдущих передает цифровой аудиосигнал. Дает низкий уровень помех и чистый звук. Применяется в профессиональной технике.
- Speakon – для передачи аудиосигнала с усилителя мощности. Применяется в концертном оборудовании.
- Коаксиальный (разъем RCA) – для передачи цифрового аудиосигнала (стандарт S/P-DIF). Выгодно отличается от интерфейса RCA возможностью передавать многоканальный звук. Коаксиальное соединение чувствительно к помехам.
Другие входы
- USB – для подключения флешки, что позволяет использовать акустику в качестве музыкального центра. Этот разъем подойдет для зарядки аудиоплееров и другой портативной техники.
- Оптический – для передачи цифрового аудиосигнала (стандарт S/P-DIF). Используется для работы с многоканальным звуком. В отличие от коаксиального интерфейса устойчив к помехам, однако такой кабель хуже переносит сгибы, да и цена его выше.
Материал корпуса
Дерево – обладает замечательными акустическими свойствами и привлекательным видом, но стоит очень дорого. Используется в элитной акустике.
Пластик – выгодно отличается от дерева меньшей стоимостью и разнообразием дизайнерских решений, но уступает ему по акустическим качествам.
МДФ – дороже пластика, но дешевле дерева при сопоставимых акустических свойствах. Такой вариант получил наибольшее распространение.
Алюминий – позволяет выполнить корпус сложной формы, но негативно влияет на качество звука («звонкость» из-за резонанса на высоких и средних частотах).
Импеданс
Под импедансом понимается сопротивление акустики переменному току. Этот параметр учитывается при подключении колонок к внешнему усилителю. Акустическая система и усилитель должны работать с одинаковым сопротивлением: если импеданс колонок меньше, чем у усилителя, то звучание искажается, если этот параметр больше – звук будет достаточно тихим.
Беспроводные колонки
Беспроводные (портативные) колонки подключаются к смартфону, планшету или другому устройству через Bluetooth (наиболее распространенная версия – 4.2). Такой гаджет занимает минимум места и обеспечивает качественный звук. В результате можно слушать любимую музыку в путешествиях и походах, на пляже и вечеринках в кругу друзей.
В портативной акустике предусматривается и проводное соединение с мобильными устройствами (через mini-Jack). Также этот разъем позволяет подключить к девайсу наушники. При проводном подключении меньше расходуется заряд батареи.
Основные параметры:
- количество каналов – чем больше, тем объемнее звучание (1.0 – моно, 2.0 – стерео, 2.1 – стерео с сабвуфером);
- количество полос – должно соответствовать количеству динамиков, если полос больше, то качество звука будет очень низким;
- мощность – в зависимости от модели колеблется в пределах 1.5-120 Вт;
- частотный диапазон – чем шире, тем выше качество воспроизводимого звука (нижние частоты – 20-500 Гц, верхние – 10000-25000 Гц);
- громкость – минимальный параметр составляет 80 дБ, но лучше взять модель, выдающую 95-100 дБ (достаточно для просторной комнаты).
Питание
Подавляющее большинство портативной акустики имеет аккумулятор, однако встречаются модели, которые работают на батарейках. Такие гаджеты имеют меньший вес и не нуждаются в розетке. Недостаток – расходы на приобретение элементов питания. В беспроводной акустике может быть предусмотрено питание от сети (220В) и ПК / ноутбука (через USB-порт).
Емкость аккумулятора – определяет время непрерывной работы устройства. Единица измерения – миллиампер-час (мАч). Чем больше емкость батареи, тем дольше будет звучать музыка. Стандартный вариант – 2200 мАч рассчитан на 10 часов. Этот параметр особенно важен, если колонка будет использоваться на открытом воздухе.
Материал корпуса
Чаще всего корпус беспроводных колонок выполняется из практичного и сравнительно дешевого пластика, намного реже можно встретить металлические и деревянные варианты. В пыле- и влагозащищенных моделях применяются резина и силикон, которые хорошо противостоят и ударам.
Дополнительно
Также имеет значение габариты и вес портативной акустики. Для спорта и активного отдыха лучше выбирать компактную и легкую модель с карабином или другим надежным креплением. Если колонка будет находиться дома или в офисе, то отдайте предпочтение увесистому гаджету, дающему более качественный звук.
Беспроводные колонки чаще всего используются вне помещения. Поэтому при выборе стоит обратить внимание на защиту от пыли и влаги. Эта характеристика обозначается в виде кода IPXX, где первая цифра указывает на степень защиты от пыли, вторая – на степень влагозащиты.
Защита от пыли (песка):
- IP4X – защита от предметов размером 1 мм и более;
- IP5X – пылезащищенный корпус;
- IP6X – пыленепроницаемый корпус.
Защита от влаги:
- IPX1-3 – защита от вертикальных капель, практически бесполезна;
- IPX4 – защита от брызг с любого направления (дождь);
- IPX5-6 – защита от струй / сильных струй (сильный дождь, ливень);
- IPX7 – колонка выдерживает кратковременное погружение на глубину до 1 м (случайное падение в бассейн);
- IPX8 – колонка выдерживает длительное погружение на глубину более 1 м (время нахождения – более 30 минут).
Портативная акустика для улицы должна обладать защитой IP45 или IP56. А вот на пляж или рыбалку лучше взять более надежную модель с параметром IP67 или IP68.
Важно : производители гарантируют защиту от воздействия пресной воды. Но морская вода или вода с различными химическими веществами может вывести колонку из строя. Полная водонепроницаемость увеличивает стоимость девайса и ухудшает качество звука – он становится более тихим и глухим.
Виброколонки – вид портативных колонок. Эта акустика устанавливается на плоской поверхности, которая и выступает в качестве динамика (стекло, мебель). Фиксация на разные опоры позволяет регулировать «окраску» звука. Недостаток – работает только в тандеме с предметом. У некоторых обычных портативных колонок есть отдельная опция «вибро».
Оснащение
Позолоченные разъемы – на качество звука влияют кабели и материал разъемов, для этого контакты часто покрывают тонким слоем никеля или золота. Это обеспечивает максимальное качество соединения.
Шипы – заостренные ножки на колонках для устойчивого расположения колонки на полу и предотвращения различных ненужных вибраций.
Защита от перегрузки – специальная защита, предотвращающая выход из строя колонок, если вдруг на них подадут сигнал, превышающий их максимально допустимую мощность.
Магнитная защита – наличие магнитного экрана у колонок. Желательно экранирование фронтальных и центральных колонок. Чаще всего они располагаются вблизи телевизора или монитора, из-за магнитного поля, излучаемого этими колонками, изображение может исказиться.
Ленточный излучатель – улучшает чувствительность акустики, повышает качество звучания и обладает широкой характеристикой в горизонтальной плоскости. Минус – высокая цена динамика с таким излучателем. Подобное решение обычно используется для высокочастотных динамиков.
Электростатический излучатель – дает высочайшее качество звука с минимальным уровнем искажений. Минусы: высокая цена динамика, необходимость работы с ним усилителя элитного класса, имеющим выходной трансформатор, плохое воспроизведение низкочастотного звука.
Пассивный излучатель – повышает качество низкочастотного звука. В отличие от активных излучателей, пассивный не выдает звук, а только колеблется под воздействием их звучания.
Влагозащита корпуса – предотвращает попадание влаги внутрь колонки. Влагозащита также подразумевает наличие диффузора, который имеет водоотталкивающую пропитку. Используется в наружных акустических системах. Встраиваемые колонки с влагозащитой могут устанавливаться в помещениях с высокой влажностью, например, бассейнах.
Фазоинвертор – повышает качество звучания и увеличивает звуковое давление.
Bi-Amping/Wiring – делит сигнал на высокие и низкие частоты до поступления на вход акустики, что исключает их взаимное влияние. Применяется в многополосной акустике. Термин «Bi-Amping» используют по отношению к активным колонкам, «Bi- Wiring» – к пассивным.
Bluetooth-модуль – предназначен для беспроводного подключения мобильного устройства (смартфона, планшета) к колонкам. Это позволяет воспроизвести музыку, хранящуюся в памяти гаджета. Минус – более низкое качество звука при высокой цене такого соединения.
Пульт ДУ – дает возможность управлять акустической системой на расстоянии, что весьма удобно.
Функции сабвуфера
Регулировка частоты среза – меняет верхнюю границу частот, которые выводятся на сабвуфер. При этом остальной частотный диапазон «завязан» на основные колонки. Данная опция помогает настроить акустику под различные стили музыки.
Регулировка фазы – позволяет согласовать друг с другом звук с сабвуфера и основных колонок. Улучшает качество звучания.
Регулировка уровня – настраивает уровень громкости низких частот.
LFE-вход – дает возможность использовать сабвуфер в паре с высококлассными системами многоканального звука. На такой вход подается низкочастотный сигнал, обогащенный звуковыми эффектами.
Дисплей – отображает данные о проигрываемом треке, дате, времени, уровне заряда батареи. Облегчает использование гаджета.
Кардридер – позволяет слушать музыку с карты памяти (Micro SD).
USB – дает возможность прослушивать треки с флешки. Также используется для подключения к колонке смартфона и его зарядки.
FM-приемник – поможет разнообразить музыкальное «меню» композициями, звучащими по радио.
Ethernet / Wi-Fi – возможность проводного / беспроводного подключения колонки к Интернету. В этом случае перечень прослушиваемых музыкальных произведений станет еще шире благодаря интернет-радио.
TWS – служит для подключения к другой беспроводной колонке. Это удваивает громкость и позволяет охватить звуком большую площадь.
Спикерфон – дает возможность пользоваться колонкой для общения по Skype или по телефону (громкая связь). В этом случае руки пользователя остаются свободными.
Эквалайзер – предназначен для регулировки частоты в зависимости от предпочтений слушателя.
NFC-модуль – устанавливает соединение между смартфоном и портативной колонкой в одно касание.
DLNA – используется для соединения различных гаджетов в единую сеть. Дает возможность подключенным устройствам обмениваться файлами, в данном случае музыкой.
Панорамное аудио – обеспечивает распространение звука на 360°, что делает звук более объемным.
Power Bank – дает возможность заряжать смартфон и планшет от колонки. Подобные модели оснащаются емкими батареями, что увеличивает их вес, размеры и стоимость.
Также портативная акустика оснащается часами, будильником, фонариком, креплениями для разных поверхностей (присоска, карабин, на руль велосипеда)
Умные (смарт) колонки
Умные колонки – устройства, оснащенные динамиками, микрофонами и системой искусственного интеллекта. Помимо своей очевидной функции эти колонки выступают в качестве пульта управления элементами системы «умный дом». Подключаются к Интернету и мобильным устройствам через Wi-Fi.
Производителей качественной акустики условно можно разделить на два типа: одни выпускают относительно доступную технику для дома, другие занимаются производством акустики для аудиофилов и профессиональных звуковых компонентов. Цена на компоненты Hi-End класса очень высока, иногда она на порядок дороже другой аудиотехники, но настоящих ценителей звука это не пугает. Среди брендов следует отметить Canton , Bose , Bowers & Wilkins , Jabra , JBL , Jamo , Magnat, Monitor Audio, Morel, Paradigm, Sonance, Tannoy , Yamaha , Некоторые марки, несмотря на высокую стоимость своей продукции, предлагают относительно бюджетные варианты акустики. Это удобно, если вы не готовы платить большие суммы за акустическую систему, но хочется купить качественные, надежные колонки для хорошего звука.
Итак, вы решили приобрести для себя новую акустическую систему. Причем, оговоримся сразу, речь идет об акустической системе, которую вы будете размещать у себя в гостиной и использовать для прослушивания музыки и просмотра видеофильмов. И, конечно, вам очень хочется, чтобы ваша новая домашняя акустика радовала не только ваш глаз, но и слух.
Придя в магазин, вы впадете в легкий ступор от огромного многообразия тех моделей, которые там присутствуют. При этом возникает извечный вопрос, почти как у классика - «Что же взять, чтобы потом не было мучительно больно за бесценно потраченные деньги?» Для того, чтобы получить на него вразумительный и достаточно четкий ответ, попробуем разобраться на какие параметры необходимо ориентироваться при выборе домашней акустики.
Первое, что необходимо сделать в магазине, торгующим акустикой, это определиться с внешним видом и размерами акустических систем. Если внешний вид это целиком ваша прерогатива, то относительно размеров необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, даже если пространство вашей комнаты не так уж и велико, не стоит брать колонки очень маленького размера. Какие бы новейшие технологии не применяли производители, следует знать, что в акустической системе важны два элемента – это акустические и резонансные свойства корпуса системы и акустические излучатели («динамики»), которые там применяются. Акустические системы малого размера, как правило, плохо воспроизводят низкие частоты, поэтому постарайтесь, чтобы линейные размеры выбранной вами акустики были максимально возможными.
Во-вторых, старайтесь выбирать акустику в деревянных корпусах. К сожалению, акустические свойства пластика еще далеки от акустических свойств дерева и поэтому колонки, имеющие пластиковый корпус, звучат менее «богато», чем системы имеющие корпус из дерева.
Следующее, что нужно сделать, обязательно попросить у продавцов-консультантов технический паспорт на выбранную акустику. Какие обязательные параметры в нем должны присутствовать, и на какие показатели необходимо ориентироваться?
Чувствительность громкоговорителя . Эта величина характеризует уровень звукового давления, которое будет создавать акустическая система при поступлении на нее определенной мощности. Т.е. если мы к одному и тому же усилителю подключим акустику с разным значением чувствительности, то громче будут играть те колонки, у которых это значение больше. Ориентируйтесь на значение этого параметра от 90 Дб и выше.
Диапазон воспроизводимых частот . Это один из самых главных параметров, при выборе акустики. Общеизвестно, что человеческое ухо способно воспринимать звук в диапазоне от 16-20 Гц до 18-20 кГц, включительно. Поэтому, покупаемая акустическая система, также должна иметь соответствующий диапазон воспроизведения. Как правило, это от 18 до 20 кГц.
Количество полос . В идеале хорошо иметь один акустический излучатель, который способен равномерно воспроизвести весь диапазон звуковых частот. Но на практике этого достичь очень сложно, поэтому акустические системы разбивают на полосы. Если позволяет бюджет, то лучше выбрать 3-х полосную систему, если нет то 2-х или 2.5 полосную.
Импеданс . Это полное активное электрическое сопротивление акустической системы. Стандартное значение - 4, 6 или 8 Ом. Ориентироваться в этом случае необходимо на усилитель, который у вас уже есть. Это значение написано в его технических характеристиках, которые обязательно должны быть указаны в его паспорте. Если у вас еще нет усилителя, тогда все проще. Вы можете выбрать акустику с любым импедансом, а затем подобрать усилитель под значение импеданса акустики. При совпадении выходного импеданса усилителя и входного импеданса акустической системы происходит практически их идеальное согласование, что в свою очередь влечет за собой качественное звуковоспроизведение.
Максимальная продолжительная электрическая мощность . Обозначается в ваттах (Вт). Представляет собой параметр, который характеризует «как громко» будут звучать ваши колонки. Здесь следует обратить внимание именно на слово «продолжительная», так как в паспорте добросовестный производитель указывает еще и «кратковременную» или «пиковую» мощность. Слово «долговременная» обозначает, звук какой мощности ваши колонки смогут воспроизводить неограниченно долго без повреждения, а «кратковременная» или «пиковая» лишь короткий промежуток времени. Всегда следует брать акустическую систему, мощность которой на 20%-30% превышает мощность вашего усилителя. Кроме этого следует иметь в виду, что при достижении выходной мощности усилителя, равной максимальной мощности акустической системы, начинают возрастать акустические искажения, что приводит к возможному появлению хрипов в колонках. Как правило, для дома достаточно акустики мощностью 50-100 Вт. Более маломощная акустика не позволит озвучить большое помещение, но на качество звука это не влияет. При этом не имеется в виду, что вы будете слушать ваши колонки на полную мощность, достаточно подавать на них 20-30 ватт и получать на выходе звук с минимальными искажениями.
Ну и конечно, после того как вы выбрали себе акустическую систему, обязательно попросите продавца включить ее на прослушивание. При этом попросите, чтобы подключаемый усилитель не имел многополосного эквалайзера, а имел лишь регуляторы тембра. Хитрые консультанты частенько накручивают с его помощью частотный диапазон и «дожимают» звучание колонок. В последствии, придя домой и, подключив колонки к своему домашнему усилителю, у вас может возникнуть ощущение, что акустические системы перестали нормально воспроизводить звук.
Обязательно обратите внимание на источник звука, подключенный к усилителю с выбранной акустикой. Это обязательно должен быть CD или DVD проигрыватель с фирменным диском, имеющим звук в формате Audio-CD или ему подобный. Не стоит испытывать ваши колонки, слушая на них в качестве тестового звукового сигнала звук в формате MP3, который способен свести на нет качество звучания даже самой дорогой акустики.
Внимательно, в течение нескольких минут послушайте звучание колонок при разных уровнях громкости, в том числе и на максимальной. И только после этого принимайте решение о приобретении.
Удачи в выборе хорошей акустики!
Несмотря на весьма распространенное мнение, что на качество акустической системы влияет буквально каждый ее элемент: источник звука, ресивер, усилитель и даже сами акустические провода и кабели, звук издается все-таки только громкоговорителями. Самый распространенный тип этих громкоговорителей – динамические излучатели, которые производят звуковые волны за счет движения электромагнитной головки, что вызывает вибрацию диффузорной мембраны. Эти устройства – динамики – располагаются в широкополосных или низкочастотных колонках, поэтому на их качество при сборке акустической системы следует обращать особое внимание.
Конечно, для большинства пользователей сухие цифры не так важны, как личные впечатления, ощущения от прослушивания той или иной модели колонок. Собственным слухом пользуются даже профессионалы, подкованные в выборе различной звуковой аппаратуры. Но, тем не менее, прежде чем приступать к прослушиванию и финальному выбору колонок для своей акустической системы, широчайший ассортимент устройств необходимо сузить, для чего и нужно тщательно изучить все наиболее важные параметры, которыми характеризуются колонки любого типа. Что же следует знать о колонках, собираясь в магазин аудиотехники?
Основные характеристики колонок
Разрабатывая новую модель колонок, инженеры стремятся наиболее качественно выполнить три условия:
- создание максимально равномерной амплитудно-частотной характеристики колонок;
- согласованность параметров динамических громкоговорителей и усилителей звука;
- формирование широкой диаграммы направленности звуковых волн.
Конструкторские ошибки в подборе фильтров – неправильное разделение ими частот, просто неудачное расположение деталей внутри корпуса, как и неправильный выбор материала и других особенностей коробки – приводят к появлению провалов в амплитудно-частотной характеристике как низкочастотных динамиков, так и фазоинвертора. Иногда недостатки издаваемого диапазона проявляются даже на среднечастотных громкоговорителях и твиттерах, что совершенно недопустимо, так как воспроизведение ими резонансных частот приведет к постоянному появлению искажений и посторонних звуков при работе колонок.
Чтобы избежать каких-либо проблем, при выборе колонок нужно обращать внимание на следующие их характеристики:
- Номинальная, или рабочая, мощность – такой показатель мощности подводимого к динамику сигнала, при котором обеспечивается наиболее чистое воспроизведение звука.
- Максимальная мощность – показатель мощности, при котором достигается наибольшая громкость звука, но отсутствие искажений звуковых волн уже не гарантируется.
- Номинальный импенданс – рабочее сопротивление колонок, измеренное при частоте звука, равной 1 кГц – как правило, этот параметр находится в пределах 4-8 Ом. Важно учитывать, что для обеспечения безопасности функционирования колонок, суммарное сопротивление всех колонок в системе должно равняться или быть меньше, чем сопротивление источника звука. На этот параметр нужно обращать внимание едва ли не в первую очередь, особенно если колонки покупаются отдельно от источника звука, а не представляют собой часть единой акустической системы – например, музыкального центра или домашнего кинотеатра.
- Чувствительность. Представляет собой звуковое давление на барабанную перепонку уха с расстояния в 1 м при мощности звука, равной 1 Вт. Измеряется в децибелах. Напрямую влияет на громкость вместе с мощностью и напрямую от нее зависит. Так, при снижении чувствительности всего на 3 децибела для поддержания той же громкости звуковых волн придется увеличить мощность излучателей в два раза.
- Амплитудно-частотная характеристика – это график, представляющий зависимость давления звука в децибелах от частоты сигнала в герцах. Для получения идеально чистого звука данный график должен представлять собой прямую линию, параллельную горизонтальной оси. Любые проседания на графике выражаются в более или менее серьезных искажениях издаваемого динамическими излучателями звука.
- Частотный диапазон. Разность между максимальной и минимальной частотами, которые способна воспроизводить колонка с помощью всех используемых динамических излучателей. Диапазон может полностью реализовываться одним широкополосным динамиком или разделяться между двумя или тремя излучателями. В таком случае сверхнизкие частоты отходят сабвуферу, а сверхвысокие – твиттеру. Качество воспроизводимых частот напрямую зависит от диаметра динамиков и материалов, использованных при их конструировании.
От этих сугубо физических параметров качество звука зависит больше всего, поэтому именно информацию об этих показателях нужно узнавать в первую очередь. Конечно, по большей части все это относится только к первоклассным колонкам из средней и высокой ценовой категории. При покупке простых колонок, тем более портативных, ничто, кроме мощности, смысла особого не имеет и даже, как правило, не указывается производителями в спецификациях той или иной модели.
На что же еще стоит обращать внимание при покупке колонок?
Общие характеристики
Более общие параметры колонок помогут понять, будет ли удобно пользоваться данными устройствами.
Тип системы
Существуют аналоговые и цифровые, стерео и многоканальные акустические системы. Определить первую характеристику можно по типу используемых для соединения элементов системы кабелей и разъемов:
- аналоговые системы низкой категории объединяются при помощи стандартных разъемов диаметром 3,5 мм (миниджек) или акустических двух кабелей с клеммами (красный и черный – по одному на каждый канал);
- передача цифрового звука осуществляется посредством кабелей, присоединяемых к разъемам S/PDIF, HDMI и подобным.
Что же касается количества каналов, на которые разделяется поток звуковой информации звуковой картой, то тут все еще проще. Этот параметр определяется количеством колонок. Это количество может варьироваться в широких количествах, могут комбинироваться следующие типы акустических устройств:
- фронтальные – выводят основные каналы, создающие большую часть звукового наполнения, количество – 2, могут называться стереопарой, формируя акустическую систему 2.0;
- боковые (сателлиты) – дополняют общий звуковой фон;
- задние – создают эффект окружения, показывая дистанцию до источников звука и помогая слуху примерно представить их расположение в пространстве;
- центральная – придает звуку наполненность, используется зачастую для распределения каналов – при этом только эта колонка соединяется со звуковой платой источника звука, а также с помощью этой колонки осуществляется управление акустической системой;
- сабвуфер – специальная колонка больших размеров, наполняющая звук сверхнизкими частотами, находящимися на грани слышимости.
Соответственно, количество каналов может варьироваться от 2 – в системах с двумя фронтальными колонками до 7.1 – в полноценных системах со всеми каналами, включая сателлиты и сабвуфер.
Количество динамиков
Одна колонка может комплектоваться не только одним динамическим излучателем, поскольку такая схема не позволяет полноценно раскрыть весь диапазон звуковых частот. Динамиков в одном корпусе может быть 1, 2, 3 и, в некоторых случаях, даже больше.
- низкочастотный – отвечает за воспроизведение сверхнизкой области звукового спектра – это единственный динамик, имеющийся в сабвуфере, он имеет зачастую очень большие размеры;
- среднечастотный – излучает основной спектр звуков;
- высокочастотный (твиттер) – воспроизводит самые высокие звуки, в пределах 2-20 кГц.
Динамиков любого типа может быть один или два; обычно дополнительный громкоговоритель используется для увеличения мощности звука. Если полный спектр частот лежит на одном динамике, то такая колонка называется широкополосной.
Материалы изготовления
На качество звука весьма косвенно, но все же влияют материалы, из которых изготовлены все элементы колонки.
В первую очередь влияние имеет, конечно, качество диффузорной мембраны. Она может быть изготовлена как из тонкого пластика, так и из простой бумаги – любого материала, способного вибрировать под действием движущейся катушки. В дорогих моделях колонок может использоваться титан.
Не менее важны особенности корпуса. Он должен хорошо поглощать и направлять звуковые волны. Для этого при его изготовлении должен использоваться либо высококачественный пластик, либо древесина средней плотности – ДСП, фанера или ДВП. Кроме того, изнутри стенки корпуса должны быть отделаны звукопоглощающим материалом. В конструкции желательно присутствие фазоинвертора.
Основываясь на знании всех факторов, влияющих на качество издаваемого колонками звука, любой человек сможет подобрать наиболее качественную акустическую систему для своего дома. Но главное, как уже было сказано – полагаться на свой слух, который никогда не обманет.
Частой ошибкой при сравнении акустических систем является придание чрезмерного значения заявленному диапазону воспроизводимых частот. В технических характеристиках многих бюджетных колонок указан диапазон воспроизводимых частот от 20 Гц до 20 кГц или даже больше, хотя у более дорогой акустики может быть указан более скромный диапазон.
Сама по себе возможность колонки воспроизводить те или иные частоты ни о чем не говорит. Важно, насколько равномерно по громкости и с какими искажениями будут воспроизводиться звуки на разных частотах, по сравнению с тем сигналом, который они получили на входе. Поэтому, если вы действительно хотите разобраться в том, какие частоты и как именно может воспроизводить та или иная акустическая система, поищите ее амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) - график, на котором изображено, насколько правильно (тише или громче по сравнению с входным сигналом) воспроизводятся те или иные частоты.
В мире производится очень много различных акустических систем, и каждая из них имеет свой «звуковой почерк». И дело далеко не только в АЧХ, существуют и другие важные параметры. К сожалению, написать простыми словами или свести в понятную и небольшую таблицу описание звучания той или иной колонки невозможно. Но можно дать несколько полезных советов.
При выборе акустических систем нужно в первую очередь руководствоваться параметрами помещения, в котором будут установлены акустические системы, и рекомендуемой мощностью усилителя в сочетании с указанным сопротивлением. Обязательно проверяйте минимальный уровень сопротивления акустики, допустимый для вашего усилителя.
Если вы хотите уточнить, какую громкость сможет дать та или иная акустическая система, обратите внимание на параметр «чувствительность». Она показывает, какое звуковое давление (в дБ) выдает система с расстояния 1 м с подведенной мощностью в 1 Вт. Увеличение мощности в два раза даст увеличение звукового давления на 3 дБ. К примеру, если акустика имеет чувствительность 88 дБ /Вт/м, то при подведении мощности в 4 Вт мы получим на расстоянии 1 м звуковое давление в 94 дБ. Некоторые производители указывают чувствительность, исходя из подаваемого напряжения в 2,83 В, а не мощности в 1 Вт. В этом случае для сравнения из указанного числа следует вычесть 3 дБ.
Наконец, рекомендуется послушать выбираемые колонки самостоятельно. Благо, комнаты для прослушивания в специализированных магазинах - не редкость. Если же такой возможности нет, постарайтесь найти наиболее подробный обзор, рассказывающий, как именно звучит данная акустика. Еще лучше, если это будет сравнение нескольких моделей одного класса.
При прослушивании желательно использовать оборудование, максимально близкое по параметрам к тому, что стоит у вас дома - тот же класс и желательно тот же производитель, а также важно, чтобы прослушивание происходило в похожем помещении. Все колонки звучат по-разному при использовании разного оборудования. На прослушивание приносите с собой ту музыку, которую вы обычно слушаете и хорошо знаете. Только так вы сможете найти именно «ваши» колонки.
Качество звука на любом компьютере определяют две составляющие:
· Качество воспроизводимых файлов
· Качество акустической системы
Поэтому стоит заранее знать что не смысла покупать хорошую акустическую систему, если в будущем на ней будут воспроизводиться файлы конвертированные с качеством ниже среднего. Идеальным вариантом для мультимедийного компьютера являются файлы с расширение.FLAC для воспроизведения музыки и.MKV для просмотра видео.
Не существует четкого стандарта и описания идеального звука, но при выборе колонок для мультимедиа-компьютера следует ориентироваться по следующим параметрам:
· Суммарная мощность
· Число каналов
· Отношения сигнал\шум
· Диапазон воспроизводимых частот
Суммарная мощность измеряется в Ваттах и показывает общую мощность, выдаваемую всеми колонками при воспроизведении звука. Следует знать, что чем больше количество каналов в системе, тем выше должна быть суммарная мощность. Низкая мощность (ниже 70Вт) может привести к малой громкости всей системы.
Число каналов:
Число каналов определяет количество колонок в системе и обозначается как:
Где первое число - количество сателлитов, колонок воспроизводящих высокие и средние частоты, а второе - количество сабвуферов, колонок отвечающих за воспроизведение низких частот и басс-линии композиций.
При выборе числа каналов следует помнить, что колонки систем 2.1 и 2.0 ориентированы на воспроизведение музыки, а системы 5.1 и 7.1 лучше подходят для фильмов и создания атмосферы во время просмотра.
Отношения сигнал\шум: Отношение сигнал/шум -- параметр усилителя активных колонок, показывает, насколько сильно шумит усилитель (от 60 до 135,5 дБ), если в отсутствие сигнала выкрутить регулятор громкости на максимум. Чем больше значение сигнал/шум, тем более чистый звук обеспечивают колонки. Желательно, чтобы этот параметр был не менее 75 дБ, для мощных колонок с высококлассным звучанием не менее 90 дБ.
Диапазон воспроизводимых частот: Диапазон воспроизводимых частот - частоты, в которых аппаратура способна воспроизводить звук без значительных искажений. Звуковые волны считаются не искаженными, когда амплитудно-частотная характеристика плоская. Эта характеристика считается таковой в том случае, когда она отклоняется не более чем на 3 дБ от горизонтальной линии. Человек способен улавливать и воспринимать звучание частотой от 20 до 20 тысяч Гц. Для данного компьютера больше всего подойдет акустическая система Microlab FC 730. Данная акустическая система ориентирована работу с музыкой и фильмами, являясь одновременно чем-то средним между системами 2.0 и 7.1. Акустическая система в целом имеет диапазон воспроизводимых частот 30 до 20000 Герц что является приемлемым для прослушивания музыки и просмотра фильмов.
Полный список характеристик Акустической системы:
· Число каналов:5.1
· Суммарная мощность: 84 Вт
· Диапазон воспроизводимых частот: 30-20000 Гц
· Частотный диапазон фронтальных колонок/саттелитов: 140-20000 Гц
· Частотный диапазон сабвуфера: 30-140 Гц
· Отношение сигнал/шум: 70 дБ
· Мощность фронтальных колонок: 12 Вт
· Мощность сабвуфера: 24 Вт
· Мощность центрального канала: 12 Вт
· Мощность тыловых колонок: 12 Вт
Рисунок 18 Акустическая система Microlab FC 730
КОРПУС
При выборе корпуса для любого компьютера он должен иметь хорошую систему охлаждения или возможность ее модернизации если эффект будет недостаточным. Также корпус должен хорошо рассеивать тепло выделяемое устройствами внутри него и иметь невысокий уровень шума.
В целом нельзя определить качество охлаждения корпуса до покупки потому что степень охлаждения будет зависеть не только от того на сколько сильно будут греться комплектующие, но и от температуры в помещении где будет работать будущий компьютер. Гарантированно хорошее качество воздушного охлаждения предоставляют компании Thermaltake и CoolerMaster. Данные компании проектируют корпуса специально для игровых и особо мощных компьютеров, а они, как известно, нагреваются больше всего.
Однако при выборе корпуса следует ориентироваться по следующим параметрам:
· Форм-фактор
· Ориентация
Форм-фактор: в данном контексте не определяет реальных физических размеров корпуса, а лишь гарантирует что в данный корпус можно будет установить блок питания и материнскую плату одноименного форм-фактора или форм-фактора меньшего по размерам.
В современных корпусах регламентировано несколько основных типов корпусов:
· miniATX
· miniBTX
Рисунок 19 Ориентация Tower
Каждый из типов корпусов способен уместить в себя материнскую плату и блок питания одноименного форм-фактора, при этом подразумевается что хороший корпус форм-фактора ATX имеет крепления для всех остальных форм-факторов.