Как измерить эффективность SEO-канала для вашего бизнеса: подробная инструкция по оценке KPI. Оценка эффективности SEO-продвижения в системах статистики Как оценивать результат SEO-продвижения

Эта инструкция составлялась прежде всего для заказчиков, которые ежемесячно платят SEO-компаниям энную сумму денег и хотят научиться самостоятельно оценивать эффективность продвижения своего сайта. Но она будет полезной и SEO-специалистам, которым важно понимать, какую отдачу приносит их работа клиенту.

Разве недостаточно отслеживать количество запросов в ТОП-10 или количество трафика?

Нет, недостаточно.

Если вы отслеживаете только количество запросов в ТОП-10, то может возникнуть ситуация, когда запросов в ТОП-10 много, но они настолько непопулярные, что не приносят вам трафика.

Может быть и так: трафика очень много, но он абсолютно нецелевой, да ещё и каждый посетитель слишком дорого вам обходится.

Для оценки отдачи от SEO нужно опираться на ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI ).

KPI – система показателей, которые помогают количественно оценить полученные результаты работы. Если говорить простым языком, KPI – это мерило результата.

Какие KPI нужно оценивать в SEO?

В SEO к основным KPI можно отнести следующие:

  1. Объём целевого трафика;
  2. Качество привлечённого трафика;
  3. Видимость проекта;
  4. Стоимость посетителя;
  5. Стоимость конверсии;
  6. Возврат инвестиций.

Объём целевого трафика

Целевой трафик – количество привлечённого трафика с учётом сезонности, но без учёта запросов с брендом и стоп-словами.

Основная цель – больше трафика.

Как исключить брендовые и стоп-слова?

Это достаточно просто сделать через сегменты в Яндекс. Метрике.

Визиты, в которых ->Источники — > Последний источник -> Поисковые фразы

Важно помнить, что Google шифрует данные по поисковым фразам. Чтобы не учитывать брендовые слова в Google, необходимо:

  1. Посчитать долю брендовых фраз в Яндексе;
  2. Вычесть эту долю из Google.

Как учесть сезонность?

Чтобы учесть сезонность трафика, нужно высчитать сезонные коэффициенты. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Получить данные о сезонности из Яндекс. Вордстата по нескольким ВЧ-запросам вашей тематики;
  1. Рассчитать коэффициенты по инструкции с сайта 4analytics ;

Рассчитанные коэффициенты сезонности

  1. Определить базовый трафик. Базовый трафик – количество посетителей за месяц, идущий перед началом работ по продвижению;
  2. Применить коэффициенты к базовому трафику

Разница между базовым и фактическим трафиками и будет эффективным привлечённым трафиком.

Плюсы: легко отслеживать, есть учёт сезонности и только целевых посетителей.

Минусы: нет учёта конверсий, необходим отдельный просчёт коэффициентов сезонности.

Качество целевого трафика

У метрики «Объём целевого трафика» есть один существенный недостаток – она не отражает качества привлекаемых посетителей.

А ведь может быть ситуация, когда трафик стабилен, но посетители начали посещать лишь одну страницу, возросло количество отказов, стало меньше целевых действий и т. д.

Чтобы вовремя отслеживать такие ситуации, имеет смысл разбить трафик по различным качественным составляющим.

Например, трафик можно сегментировать следующим образом:

Некачественный – посетители с отказом;

Удовлетворительный – были просмотры, но никаких конверсий не совершено;

Хороший – посетитель совершил микроконверсию (зашёл на целевую страницу, положил товар в корзину и т. д.);

Отличный – визит с макроконверсией (продажа, звонок).

Такая сегментация позволит оценить качество трафика и вовремя отреагировать на его качественные изменения.

Основная цель – больше хорошего трафика.

Плюсы: легко настроить, учитывает конверсии.

Минусы: на показатели влияют различные факторы: качество сайта, конкурентная среда – не всё зависит от SEO.

Как сформировать отчёт по качеству трафика?

Это довольно просто делается через сегменты Яндекс. Метрики или Google Analytics. Я подробно рассказал о том, как это сделать, в статье Как оценить и улучшить качество трафика: 5 шагов с Google Analytics .

Видимость

Видимость – это показатель, который отражает видимость сайта по семантическому ядру.

В работе я использую следующие метрики:

Эти метрики применимы ко всему сайту, группе документов, выборке запросов, документу.

  1. Абсолютное значение запросов в ТОП-10 / ТОП-5 (условное обозначение TOП10);
  2. Относительное значение запросов в ТОП-10 / ТОП 5 (%ТОП10);
  3. Абсолютное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS-ТОП10);
  4. Относительное значение частоты, которая находится в ТОП-10 / ТОП 5 (WS%-ТОП10).

Из отчёта видно, что у категории GIGI низкая видимость (всего 17% запросов в ТОП-10), при этом лишь 6% от Вордстата находятся в ТОП-10. Это говорит о том, что в ТОПе находятся НЧ-запросы.

Как сформировать отчёт по таким метрикам?

Самый простой способ – использовать Power BI. Это бесплатный инструмент от Microsoft для бизнес-аналитики, позволяющий получать, обрабатывать и визуализировать данные из различных источников: файлов, баз данных, различных API.

Подробно о том, как сформировать отчёт по видимости, я рассказал в статье Power BI для SEO – как удобно контролировать видимость сайта .

Плюсы: напрямую отражает эффективность работы SEO, помогает оценить потенциал.

Минусы: нет учёта сезонности, иногда не коррелирует с трафиком, нет привязки к конверсиям.

Стоимость посетителя

Формула расчёта: CPC = Бюджет продвижения / Количество целевого трафика.

СPC – стоимость одного целевого посетителя. Позволяет понять, не слишком ли дорого стоит привлекаемый трафик, может ли быть дешевле реклама в контексте и нужно ли сокращать бюджет на SEO.

Важно понимать, что в начале работ стоимость посетителя будет весьма высока – в SEO отложенный результат и цена уменьшаются параллельно росту трафика.

Плюсы: можно сравнивать с другими каналами, легко рассчитывается.

Минусы: нет учёта сезонности, нет учёта конверсий.

Пример изменения цены с течением роста трафика

Стоимость конверсии

Формула расчёта: CPA = Бюджет продвижения / Количество конверсий.

CPA – стоимость целевого действия. К целевым действиям можно отнести отправку формы, звонок, покупку и т. д. Вы сами решаете, что является целевым действием.

Очень важный показатель, т. к. он учитывает конверсии и стоимость трафика, отражает рентабельность канала.

У этого показателя есть один существенный минус – сложно посчитать, если есть офлайн-конверсии (офлайн-магазин, звонки).

Нужно обязательно подключать колл-трекинг и желательно интегрировать систему CRM.

Колл-трекинг – система учёта звонков, которая отдельно фиксирует звонки для каждого канала.

CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами.

Плюсы: учитывает конверсии и рентабельность трафика.

Возврат инвестиций

Формула расчёта: ROI = (доход - расходы) / расходы * 100%.

ROI – коэффициент возврата инвестиций, который отражает эффективность и окупаемость канала.

Проблема этого KPI для агентств или частных SEO-специалистов в том, что не каждый клиент готов предоставлять все данные о доходах.

Также нужно понимать, что в начале работ ROI по SEO-каналу будет отрицательным, он начнёт окупаться лишь через несколько месяцев.

Бюджет = 30 000 руб.

Доход = 67 500 руб.

Плюсы: отражает рентабельность канала, учитывает затраты и конверсии.

Минусы: часто сложно получить все необходимые данные, зависит не только от SEO.

Итог

Мы рассмотрели основные показатели KPI. Теперь можно оценить эффективность SEO-канала не только по количеству запросов в ТОПе, но и по реальным финансовым показателям.

В следующих статьях я расскажу, как сгруппировать все эти показатели в одном месте и получить отличный дашборд с помощью Power Bi.

Пример дашборда на Power Bi

Мы продвигаем сайты по трафику и по позициям. Работаем открыто, аргументируем необходимость всех действий и изменений. Не используем рискованных методов. Более чем за 10 лет работы ни один из сайтов наших клиентов не попал под санкции.

Необходимо продвижение? Отправьте заявку - мы оценим перспективы продвижения и сделаем расчёт.

Подписаться на рассылку

Вы понимаете, что без SEO ваш сайт не продвинуть на конкурентном рынке. Но как работать с оптимизаторами? Как оценивать эффективность, а не принимать слова на веру? Как проконтролировать результаты работы в сложном техническом направлении, полном каких-то таблиц и графиков?

Во время переговоров наши клиенты из отельного бизнеса спрашивают об оценке эффективности. Чаще всего эти вопросы связаны с неочевидной для них связью между поисковым продвижением и увеличением бронирований номеров. Как оценить эту связь, а значит и эффективность работы SEO-специалистов, расскажем на примерах из нашей практики.

Когда мы говорим об эффективности SEO-активностей, то разбиваем сложный вопрос «сколько денег приносит SEO» на пункты, ответы на которые можно найти, уделив внимание показателям сайта.

Вот эти вопросы:

  • какой бюджет выделить, чтобы продвижение было эффективным,
  • во что вкладывать деньги – в SEO или контекст,
  • каков вклад органического трафика в общую конверсию сайта,
  • нужно ли увеличивать инвестиции в SEO,
  • на что уходят деньги,
  • как понять, рост трафика и конверсий – это результат PR-активностей и роста узнаваемости или SEO-продвижения.

О чем важно помнить во время анализа данных SEO-продвижения

  • Обращайте внимание не на абсолютные цифры, а на тенденции.
  • Не смешивайте «мух и котлеты»: разные регионы и направления анализируйте отдельно, выбирайте похожие периоды для сравнения.
  • Учитывайте сезонность и динамику рынка.
  • Помните о разных видах конверсий: бронирования, звонки, заказы звонков, просмотр контактов.
  • Органический трафик может быть частью цепочки продаж, поэтому учитывайте ассоциированные конверсии.
  • Чтобы у вас была аналитика, данные нужно собирать, используя все возможные инструменты – специальные настройки Google Analytics, сервисы Вебмастер Google и Яндекс, CRM-системы и call-tracking.

Алгоритм действий для оценки эффективности SEO

Важная ремарка вначале: вы можете оценивать эффективность SEO для вашего сайта, как одним из этих способов, так и всеми сразу. Они не исключают, а дополняют друг друга.

Способ 1. Оцените бюджет на SEO в зависимости от прогноза дохода

Этот способ помогает найти ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в SEO? Если у вас новый сайт или вы раньше не занимались продвижением, можно попросить подрядчиков оценить потенциал и дать прогнозные показатели. Такая оценка разрабатывается с учетом объёма рынка, возраста сайта и потенциала увеличения видимости в поисковых системах.

Вот пример аудита нового сайта с планом-прогнозом:

По опыту можем сказать, если ваш объект находится в городе с населением более 300 тыс. человек и конкурирует с другими гостиницами, SEO-продвижение улучшит ваши позиции в выдаче.

Также оценка потенциала SEO нужна, если сайт уже продвигается, но вы хотите добавить направление. Например, вы добавили 3 номера хостельного типа, и подрядчик дополнительно запрашивает 8 000 руб. на продвижение. Как оценить, есть ли смысл?

Зайдите на wordstat.yandex.ru и выберите запросы, максимально близкие к сути услуги: «недорогой хостел в центре Питера» и перейдите на вкладку «история запросов».

Учитывая примерное соотношение видимости и кликабельности (CTR) для сайтов из ТОП-3 (12-16%) и среднюю конверсию вашего сайта, рассчитайте предположительную доходность.

Предположительная доходность = среднее количество запросов * CTR ТОП-3 * конверсию * средний чек.

Например, если вывести сайт по этому запросу в ТОП-3, то потенциально на сайт с CTR 14% придёт в среднем 280 человек. При конверсии в 1,5% и среднем чеке 2300 руб. они дополнительно принесут доход в 9660 руб. При ежемесячном бюджет на SEO – 8000 руб. смысл есть.

Способ 2: Оцените вклад SEO в продажи и сравните со стоимостью контекстной рекламы

Этот подход помогает ответить на вопрос: а не выгоднее ли вложить деньги в контекст? Для того, чтобы провести сравнение, посчитайте все конверсии, которые дает органический трафик:

  • бронирования либо переходы в бронирования,
  • звонки и заявки на звонки, зафиксированные call-tracking с учетом понижающего индекса их конверсии в бронирования,
  • ассоциированные конверсии (функционал, настраиваемый в Google Analytics и позволяющий отследить конверсии, если бронирование происходит не после первого захода на сайт).

Соотношение расходов на SEO к количеству всех конверсий позволит определить стоимость одного бронирования. Также анализ каналов трафика и конверсий покажет общий вклад органики в количество бронирований.



На графике вы видите один из наших кейсов, на котором собраны данные конверсий за 3 месяца. SEO-трафик (органика) принес 45% посетителей сайта, которые совершили 69% основных конверсий (переход к бронированию, просмотр контактов). На основании этих показателей считаем стоимость конверсии: расход на SEO 20 000 руб./450 переходов к бронированию = 44,44 руб. за одно бронирование. В этом кейсе средняя стоимость достижения цели составила 875, 13 рублей за одно бронирование, а это почти в 20 раз дороже. Соответственно чтобы достичь таких же результатов при помощи контекстной рекламы нужно потратить 450 переходов * 875,13 руб. = 393 800 руб.

Как видите, стоимость конверсии, полученной при помощи SEO-продвижения, оказалась намного ниже, чем у контекстной рекламы. Кроме того, контекстная реклама работает только когда вы платите, а эффект оптимизации сохраняется.

Способ 3: Узнайте на что уходят деньги, выделенные на SEO-продвижение

Понимание структуры затрат на SEO позволит вам планировать работу с подрядчиком и понимать, за счет чего можно уменьшить расходы. Например, в структуру нашей работы при продвижении сайта отеля на 50 номеров в Санкт-Петербурге войдут:

  • время SEO-специалиста – 6-8 часов в месяц х 2000 рублей\час работы,
  • время программиста на внесение изменений на сайте – 2-4 часа х 2300 рублей,
  • покупка трастовых ссылок на хороших ресурсах – 3-5 ссылок в месяц х 1000 рублей,
  • заказ статей под ссылки – 3-5 статей х 2 тыс. зн. х 200 рублей за 1000 знаков,
  • заказ статей на сайт – 2-3 статьи х 3-4 тыс. зн. х 400 рублей за 1000 знаков,
  • социальные сигналы – 3000 - 4000 рублей.

Ориентировочный бюджет составит 33 000 рублей. Для успешного продвижения важно устранить возможные технические барьеры, которые мешают индексации и отображению в поисковых системах. Поэтому в зависимости от состояния сайта могут понадобиться такие работы:

  • программирование – адаптивный дизайн сайта, ускорение загрузки, изменение структуры – 30 - 50 часов – 100 000 руб.,
  • переписывание неуникального контента 30 000 - 50 000 руб.,
  • услуги дизайнера и контент-менеджера.

До начала SEO-продвижения, вы должны вместе с подрядчиком просчитать все будущие расходы и принять взвешенное решение, рассчитывая свои силы минимум на 6 месяцев работы. Хороший подрядчик подскажет вам, какие из них можно минимизировать, например, тексты могут писать ваши сотрудники, а на чем экономить не стоит.

Способ 4: Сравните вклад в увеличение трафика SEO и PR-каналов

Иногда наших клиентов терзает вопрос: как понять органический трафик вырос в результате усилий SEO-специалистов или в силу роста узнаваемости бренда? Если вы проводите пиар-активности – публикуетесь в журналах, выступаете на телевидении, участвуете в выставочных мероприятиях, вас тоже это волнует. Мы предлагаем такой подход к оценке.

Сравните такие показатели:

  • брендированный трафик,
  • небрендированный трафик,
  • прямые заходы.

При естественном росте органики брендированный трафик растет с той же динамикой, что и небрендированный, но немного отстаёт по времени. То же самое происходит с прямыми заходами.

Если в брендированном трафике появляются резкие скачки, скорей всего, это вклад роста узнаваемости. Чтобы убедиться в этой гипотезе, важно проверить показатели по сезонности, состоянию на рынке и посмотреть страницы входа во время скачка. Это посадочные по SEO или в основном главная страница, куда попадает трафик, связанный с ростом узнаваемости?


Такой анализ помогает отследить вклад SEO в общее продвижение вашего бренда. Постоянные рост и падении трафика на фоне медленного стабильного прироста органики, скорей всего, укажут на недостаточно эффективную работу SEO-специалистов.

Способ 5. Разберитесь со связью продвижения и динамикой трафика

А если бы мы не вкладывались в SEO, сколько бы мы сейчас получали продаж? Что мы получили от смены подрядчика? При поиске ответов на эти вопросы рассмотрим два варианта: для сайта, который еще не продвигался, и изменения показателей в связи с изменением подрядчика.

В первом варианте применяем такую систему расчета:

Доход от SEO = (ежемесячный трафик после 6 месяцев продвижения – изначальный трафик) * процент конверсии * средний чек.
Например: (5300-0)*3%*4300 рублей = 683 700 рублей.
Затраты за 6 месяцев: 50 000 рублей * 6 = 300 000 рублей.

В этом примере, полученный доход выше затрат более чем в 2 раза. Кроме того, без SEO-продвижения этого канала трафика и дополнительных бронирований просто бы не было, а значит отель не получил бы доход 383,7 тысяч рублей.

При расчете эффективности работы нового подрядчика учитывайте дополнительный ежемесячный прирост в %, который равен разнице среднего роста трафика после 6 месяцев продвижения и среднего прироста трафика за 6 месяцев до продвижения. Если динамика изменилась и рост значительный, значит новый подрядчик более эффективен.

Главное, что позволяют сделать эти замеры, – понять, какой дополнительный объем бронирований сделан благодаря продвижению и насколько это перекрывает расходы на SEO.

Способ 6. Учитывайте продвижение в контексте рынка

Бывает так, что трафик вырастает вдвое с прошлого года, но не благодаря усилиям SEO-специалиста, а в связи с динамикой рынка. Чтобы разобраться, берем несколько запросов, наиболее качественно отражающих специфику бизнеса, смотрим нашу динамику и долю.

Например, вы продвигаетесь в Москве по запросу «спа-отель». Сравните годовой прирост по рынку – 36%, и у нас – 87%. Рост быстрее рынка – отличный показатель, учитывая давление конкурентов.


Дальше смотрим, данные Wordstat (выборка за месяц по Москве): 35 531 запрос за месяц, вас показали 168 раз, видимость по этому запросу – 0,5%, среднее место – 11,4. Такие результаты показывают потенциал как минимум по одному запросу. Абсолютный лидер в конкурентной тематике может получить видимость 40%, но не по 1 запросу, а по категории.

Задайте вопрос SEO-специалисту, как можно улучшить показатели видимости:

  • увеличить количество посадочных страниц,
  • увеличить привлекательность информации,
  • выделить больше денег на ссылки,
  • стоят ли эти затраты потенциально возможных результатов.

Обязательно отслеживайте изменение рынка и корректируйте свое продвижение в зависимости от сезонных и других колебаний. Контролируйте, чтобы эти изменения учитывал ваш подрядчик в отчетах.

Главные показатели качественного SEO-продвижения

Эти способы помогут вам проанализировать эффективность SEO-продвижения вашего сайта и проконтролировать работу подрядчиков. Не стоит пускать все на самотек и просто ждать результатов, когда в ваших руках есть реальные инструменты оценки. После проработки всех этих пунктов вы получите картину SEO-продвижения вашего бизнеса. О том, что работы выполняются качественно, вам расскажут такие результаты:

    Динамика трафика соответствует сезонным показателям рынка, а прирост обгоняет. При этом качество трафика – показатель конверсий – колеблется не сильно.

    При росте трафика конверсия в % может падать, но в абсолютных величинах расти. Или трафик может прирастать незначительно, зато увеличивается процент конверсии – значит, специалист работает над качеством трафика.

    Брендированный, небрендированный трафик и прямые заходы растут параллельно.


    Стоимость бронирования и других конверсионных действий постепенно снижается.

Как выбрать хорошего SEO-специалиста

Если вы уже работаете с подрядчиком по SEO, самое время пройтись по нашему списку вопросов. А еще советуем обратить внимание на такие признаки хорошего SEO-специалиста:

    Вас постоянно «дергают» – просят согласовать тексты, поправить дизайн, доработать структуру, посмотреть отчеты о проработке семантического ядра. Если сеошник ничего от вас не хочет, значит он умер.

    У вашего специалиста есть конкретные ответы на любой из вопросов из этой статьи. Он не только туманно обещает «все будет», но и подтверждает это фактами.

    Хороший контент также важен, как техническая сторона сайта. Вам не предлагают наполнять свой сайт бессмысленным, но зато уникальным и оптимизированным контентом.


    Специалист способен объяснить каждое свое действие.

В первую очередь, это ваш бизнес и именно вам важно эффективное использование всех каналов продвижения. Отслеживайте сейчас, чтобы спустя 6 месяцев не разводить руками и не говорить: «Нам опять не повезло с подрядчиком».

Илья Карбышев, SEO-оптимизатор digital-агентства «Атвинта» рассказывает, что делать, если сеошники кормят вас отчетами, но прибыль с сайта не растет. Если вы боитесь заказать SEO-продвижение , потому что не разбираетесь, как это работает, то прямо сейчас вы узнаете, как оценить эффективность продвижения самостоятельно в конкретных цифрах. Вы можете посмотреть запись с вебинара от нашего специалиста или прочитать текст — как вам больше нравится.

Как оценить эффективность SEO?

SEO - довольно сложная и многогранная услуга, в которой не так просто разобраться, если заказывать её впервые. Аналогия из реальной жизни - вы приглашаете рабочих, которые кладут плитку в ванную. Вы видите, что кладут они криво, бьёте их по рукам, штрафуете, они исправляются и начинают класть плитку ровно. Это работает, когда понятно, какой нужен результат и сразу видны недочёты.

Другой пример, над которым мы рекомендуем немного подумать. Представьте, что вы попали на другую планету, но вам там не нравится, и вы поймали гуманоида-таксиста, заплатили ему деньги и попросили доставить себя на Землю на его космическом корабле. И вот вы сели к нему, проходит время, вы летите, вокруг что-то сверкает, гудят какие-то приборы работают, ничего не видно. Как вам понять, что вы летите куда нужно, с нужной скоростью, что именно на Землю, а не куда-то ещё?

Такое же чувство безысходности испытывает заказчик, когда ему впервые приходит отчёт по SEO. Он не понимает цифр, терминов, ему неясно, хороши результаты или плохи. Если во всём этом не разобраться, то эффективного продвижения не получится.

Этапы SEO-продвижения:

  • Выбор подрядчика
  • Выбор тарифа, заключение договора
  • Процесс работы
  • Оценка результатов

Конечно, можно расслабиться и не контролировать процесс продвижения вообще, а потом обрадоваться, увидев свой сайт через полгода по «жирным» запросам в топе. Тогда очевидно, что эффект есть. Но кто даст гарантии, что сеошники отработают грамотно? И сколько вы переживёте нервотрёпки в процессе работы с подрядчиком… Мы расскажем об эффективности взаимодействия на каждом этапе, чтобы было проще понять, летит ли ваш космический корабль в нужную сторону.

Выбор подрядчика

Как определить, что компания имеет соответствующую квалификацию? Хорошие специалисты:

Тарифы продвижения

По позициям

Оплата по нахождению сайта в топ-10 по 20-50 запросам за определённый период. Это классическая схема и именно тот результат, который обычно хотят все заказчики. В общем, это правильно, потому что если сайта нет в топе ни по каким запросам, трафика не будет.

Плюсы этого тарифа - прозрачная и понятная схема, продвижение по позициям нереально подделать или купить.

Минусы этого тарифа - такое продвижение не охватывает всю семантику, не гарантирует продаж (зависит от того, по какому запросу вы в топе), высокочастотные запросы продвигаются очень долго и бороться за них зачастую бесполезно, позиции не всегда зависят от работ по SEO - нужен ещё качественный сайт и большой ассортимент.

Пример - запрос «купить телевизор». Один из самых популярных, тысячи людей его набирают. Но если у вас в каталоге этих телевизоров 50 штук, то у крупных магазинов их тысячи, и вы им проигрываете просто по количеству товара. Но, если пользователь вводит такой запрос, не уточняя модель, значит, он ещё не готов купить, а только выбирает.

Кому подходит этот тариф? Тем, в чьей нише в принципе мало трафика, если есть важные имиджевые запросы и если основные продажи приносят всего несколько конкретных запросов.

По объему трафика

Оплата за переходы с поиска. Фактически оплата идёт за клики с поисковой выдачи.

Плюсы этого тарифа — понятная схема, широкая семантика (основной трафик идёт с низкочастотных запросов), устойчивость к изменению поисковых алгоритмов (временная просадка какого-то числа запросов никак не повлияет на конверсию).

Минусы этого тарифа — не включает информационные и брендовые запросы, зависимость от сезонных и внешних факторов, можно накрутить.

Кому подходит этот тариф? Тем, у кого много товаров и услуг, а в нише много трафика, если на сайте достаточно страниц, которые можно «заточить» под поисковый запрос или эти страницы возможно создать.

По количеству лидов

Оплата за целевое действие на сайте после перехода с поиска: человек приходит с поисковой выдачи, а вы платите только, если он оформил заказ.

Плюсы этого тарифа: понятная цена, мечта любого заказчика. Вы платите деньги, а взамен получаете ещё больше денег.

Минусы этого тарифа: со стороны заказчика должна быть чётко настроенная воронка продаж, чтобы лиды, приходящие с поиска, не «утекали», масштабируемость бизнеса — если придёт очень много лидов, которые не получится отработать, потеряете деньги, можно накрутить.

Кому подходит этот тариф? Тем, у кого отлажен бизнес, кто готов расширяться и у кого налажена веб-аналитика. А также тем, кто хорошо знает своего сеошника и доверяет ему (друзья, семейный бизнес, общее дело).

Почасовая ставка

Оплата за часы работ или за их количество. Нужно обращать внимание на цену и не вестись на цену, которая существенно ниже рынка.

Плюсы этого тарифа — прозрачная схема, понятное ценообразование.

Минусы этого тарифа - нет чёткой корреляции с результатом (сеошник может тратить часы на что угодно).

Кому подходит этот тариф? Почти всем, так как это SEO на аутсорс, выходит выгодно по цене.

Простой пример: удар молотком может стоить 1 рубль, а специалист, знающий, куда ударить - 9.999 рублей.

Что нужно знать о гарантиях

Гарантии в SEO — это маркетинговые ходы, обёртка, в которую заворачивают одни и те же услуги (подробнее об этом можно прочитать по ссылке). Дать твёрдые гарантии не может никто, даже глава «Яндекса». Если сказать, что деньги нужно платить только за результат или «по факту», то заказчику психологически будет легче с ними расстаться.

НО: в независимости от тарифа и условий, хорошие компании делают одно и то же, плохие - не делают ничего или вредят.

Процесс работы: погружаемся в аналитику

Как понять на первой стадии, что работы идут в правильном направлении? Целесообразно убедиться в этом через месяц-другой после начала продвижения (раньше нет смысла). Что можно посмотреть самостоятельно?

  • Яндекс Метрика
  • Яндекс Вебмастер
  • Google Analytics
  • Google Search Console

Яндекс в среднем проверяется раз в дне недели, Google обновляется чаще, раз в три-четыре дня.

На примере Яндекс Вебмастер:

  • Смотрим, какие страницы попали в поиск (Индексирование - Структура сайта). Если страницы не проиндексированы и не находятся в базе, ни о каком продвижении не может быть речи. Если проиндексированных страниц становится больше, значит, сеошник работает нормально.
  • Узнаем, сколько раз страницы показываются в поиске (Поисковые запросы - Статистика). Это все показы сайта на каких-либо позициях по каким-либо запросам. Если показы в поиске увеличились, значит, сеошник работает нормально.
  • Узнаем запросы, по которым сайт показывался за последнюю неделю (Поисковые запросы - Последние запросы). Видны показы и переходы за последние 7 дней по конкретным запросам.

На примере Яндекс Метрика:

  • Узнаем страницы, на которые были заходы с поиска (Страницы входа - Сегмент - Поисковый трафик). Здесь можно увидеть, сколько страниц сайта привлекают поисковый трафик и какая динамика. Если запросы целевые, а количество переходов с поиска растет, значит, сеошник работает нормально.
  • Узнаем фразы, по которым были запросы с поиска (Поисковые фразы - Источники - Поисковая фраза). Можно посмотреть, насколько трафик целевой, отследить коммерческие запросы, отсеять брендовые запросы. Если прирост по коммерческому трафику есть, значит, сеошник поработал нормально.

Но с этими отчётами не надо сразу бежать и увольнять сеошника. Это повод для обсуждения, то, что нужно понимать, обсуждать, это предмет для коммуникации со специалистом. Может уменьшиться количество проиндексированных страниц, но это может быть потому, что сеошник удалил мусорные страницы из поиска, которые мешают поисковому роботу, и увеличил количество целевых. Стоит спросить сеошника, как он интерпретирует цифры.

Вывод: что такое эффективное SEO сегодня

  • Максимально широкая семантика. Продвижение по максимальному количеству запросов в нише. Не надо останавливаться на точечных запросах. В процессе продвижения можно смотреть, какие именно приводят к конверсии.
  • Оплата за работу по плану. Но надо понимать, что SEO это не такая сфера, когда работа идёт ежедневно и непрерывно. Это стратегическая работа, эффект от которой проверяется периодически, отслеживается динамика.
  • Позиции, трафик, конверсии – показатели, которые работают в совокупности.

09.01.2019 Время прочтения: 11 минут

Составьте список всех интерактивных элементов на сайте:

Затем оцените, что из всего этого может привести пользователя к конверсии. Как правило, это самые очевидные элементы: все та же форма обратной связи, кнопки заказа, кликабельный номер телефона. На все интерактивные элементы добавлять цели не нужно: бессмысленно отслеживать, например, просмотры видео, в котором нет мотивирующего призыва к действию.

Каждую цель можно масштабировать и устанавливать ей определенные временные рамки, можно проводить все манипуляции со сравнениями «было-стало», как и в примерах отчетов выше.

При анализе конверсий не стоит забывать, что для оценки нужно выбирать тот канал, с которым работает подрядчик. По-хорошему, чтобы не путаться в данных, нужно создавать отдельные цели для пользователей, которые приходят из платного поиска и из органики.

На основе анализа конверсий можно сделать выводы по динамике роста сайта. Например, может получиться так, что с начала работы с SEO-подрядчиком конверсии снизились. Чтобы узнать, почему это произошло, нужно углубляться в аналитику конкретного сайта. Однако не забывайте, что в сети существует сезонность и она может отличаться от офлайновой сезонности.

Google Analytics

Теперь обсудим конкурента метрики - Google Analytics. Этот гигант отличается не только умом и сообразительностью функциональностью и гибкостью настроек, но и методами сбора данных. Поэтому в значениях между данными Метрики и Аналитики всегда будут отличия.

Нас интересует канал Organic search - в нем находится список с частью ключевых запросов, по которым пользователи попали из органической выдачи Google на наш сайт:

В таблице отображается часть запросов, потому что от 40 % до 60 % (по нашему опыту) данных о ключевых запросах шифруется сервисами аналитики Google.

Зашифрованный трафик находится в контейнере not provided и съедает бо́льшую часть информации по ключевым запросам. Происходит это из-за защиты данных пользователя, https-протоколов и нежелания поисковой системы Google предоставлять полную информацию о посещениях пользователей. В Корпорации Добра это объясняют тем, что недобросовестные оптимизаторы могут воспользоваться этой информацией, чтобы еще сильнее влиять на органическую выдачу.

Есть также и строчка под названием not set, куда попадают запросы, которые Google не смог поместить в какой-то конкретный канал. Это могут быть переходы пользователей из экзотических поисковых систем, также сюда попадают неразмеченные UTM-метками запросы из контекстной рекламы.

Если в Яндекс.Метрике мы брали ключи и смотрели по ним эффективность, то оценка результатов в Google Analytics складывается иначе из-за специфики интерфейса и самой структуры сервиса. Чтобы продолжить анализ данных, понадобиться изучение двух других «фишек» GA: регулярных выражений и связи с Search Console.

«Регулярные выражения - ключи»

Чтобы выделить те ключевые запросы, по которым можно провести оценку эффективности использования SEO, в Google Analytics нужно будет прибегнуть «Регулярным выражениям»:

Внизу - примеры запросов с использованием подстановочных знаков

По сути это операторы, которые используются в связке с различными символами, в том числе и ключевыми словами. Они нужны для сортировки данных с помощью фильтров:

Любой символ;

* - условие что предшествующий символ может быть/не быть/повторяться;

В зависимости от цели анализа можно исключать либо добавлять данные из регулярного выражения. В приведенном примере сверху на скриншоте из ключей в таблице будут исключены все ключевые слова вида «ключ» и «key». Если нужно наоборот отобразить только определенные ключевые слова, то нужно изменить «Исключить» на «Включить».

  • ключ1|ключ2|ключ3|ключ4|ключ5 - отобразятся в таблице только перечисленные ключи в регулярном выражении;
  • ключ*. - отобразятся все ключевые слова, которые начинаются с указанного ключа;
  • клю *.ч - отобразятся все запросы, где была допущена ошибка и вместо «ю» была написана другая буква.

Самое простое использование - чередование ключевого запроса через пайп, то есть прямой слэш. Таким образом можно отобрать ключевые слова, по которым работает подрядчик, а затем сравнить с предыдущим или с любым другим периодом.

«Регулярные выражения - страницы»

Регулярные выражения можно использовать не только с ключевыми запросами, но и со страницами:

Примеры использования:

  • / catalog / example /.+/.+/ - страницы в конкретном разделе с четырёхуровневой вложенностью
  • / catalog /.+/.+ - все страницы с трехуровневой вложенностью
  • / catalog /./ - страницы, где в URL на посадочной используется только 1 символ
  • / catalog / c +| b +/ - страницы, где со второй вложенностью где в словах используются буквы «C» и «B»

Символ «+» - это количество повторений предыдущего символа

Если для замера результатов помимо ключевых запросов были обозначены посадочные страницы, по которым будет измеряться эффективность, то в данном случае может пригодиться отчет «Страницы сайта».

Если смотрим страницы, то указываем не ключевое слово, а часть URL-адреса - все, кроме самого доменного имени.

Как и с ключевыми фразами, операторы здесь тоже можно комбинировать, убирать и добавлять. Кстати, пайп, который служит союзом «или» в предыдущем примере, тут тоже работает: с помощью него можно отсортировать несколько страниц для анализа.

Связь с Google Search Console

Связав Google Analytics и Search Console, можно анализировать данные из вебмастера Google в интерфейсе Аналитики. Для нашего анализа это необходимость:

Связь настраивается в интерфейсе Google Analytics

Суммируя регулярные выражения и связь с Search Console в отчете «Запросы», можно проверить динамику продвигаемых запросов в Google.

Для этого выписываем все ключевые слова через пайп в любой текстовый редактор, копируем все это и вставляем в фильтрацию отчета запросов. Устанавливаем сравнение с определенным временным периодом и сравниваем.

Редко бывает, что запросы вырастают сами по себе. Поэтому если виден рост на графиках по ключам во всех показателях: клики, показы, CTR и средняя позиция, то можете похвалить своего SEO-подрядчика за хорошую работу и продолжить с ним дальнейшее сотрудничество.

Как и в Метрике, в GA можно настраивать цели. Рассмотрим некоторые их особенности без углубления в настройку:

  • У GA есть ряд ограничений по сбору данных, тут тоже нужно готовиться к ним: количество целей не может превышать 20 штук. Если нужно будет больше, то придется создавать новое представление.
  • Внимательно следите за тем, какие цели добавляете в GA, так как удалить их нельзя. Можно перенастроить, можно отключить, но добавленную цель удалить из сервиса не получится.

Мы обычно проверяем после настройки выполнение целей и делаем это несколько раз за одно посещение. Но бояться, что это может как-то испортить общую статистику, не стоит, так как GA за одно посещение засчитывает только одно выполнение цели.

Качество индексирования сайта

Для анализа есть еще пара мощных средств: уже упомянутый сервис Search Console и Яндекс.Вебмастер. Именно там собираются данные о CTR и кликах по сниппету в выдаче. Чем больше кликов и лучше динамика, тем вернее выбрана стратегия продвижения ресурса.

В обновленной Search Console есть раздел «Эффективность»:

Google Search Console

В принципе, он есть и в старой версии, но название там было другое - «Анализ поисковых запросов». В этом отчете тоже можно смотреть динамику по запросам, не заходя в средства Аналитики. Можно сравнить с выбранным периодом и посмотреть эффективность продвижения в органике.

В Вебмастере Яндекса есть такой же раздел, называется «Статистика запросов»:

Яндекс.Вебмастер

Его особенности в том, что там можно создать свои группы запросов, по которым отдельно можно смотреть динамику. Это удобно для замера результатов, когда есть пул запросов, под которые работает SEO-подрядчик.

Внешние аналитические сервисы

Есть и сторонние сервисы, которые опосредованно собирают информацию о ресурсах (в порядке от более точного к менее точному):

Их огромное множество, но у них есть один большой минус: они не располагают данными о посещаемости напрямую. Большинство таких сервисов используют алгоритм, при котором на основе семантики и ее частотности прогнозируют примерное количество трафика, поступающего на сайт.

Отдельные сервисы, такие как Similarweb, покупают данные, и в конце концов из такой мешанины формируется приблизительные объемы трафика.

Примерность, приблизительность данных - это вообще главный недостаток такого подхода к анализу SEO-результатов. Все эти сервисы получают статистику из внешних ресурсов, в то время как Аналитика и Метрика напрямую фиксирует каждое действие пользователя на сайте. Серьезно относиться к данным, получаемым из этих ресурсов относиться не стоит, погрешность может составлять от 20 % до 50 % (это много).

А плюс этих сервисов в том, что получить приблизительную динамику по трафику можно без вникания во все эти настройки счетчиков и сегментирования. Ввел домен сайта и смотришь на графики.

Кроме того, все эти сервисы буквально моментально выдают данные, так как подгрузка осуществляется из кэша данных. А в той же Метрике или Аналитике при больших объемах сайта придется подождать какое-то время, пока статистика загрузится.

Зачастую подобные сервисы платные, а в бесплатной версии урезанный набор функций.

В целом такие сервисы предоставляют статистику только по объемам трафика, но есть исключения. Тот же Similarweb показывает среднее время, проведенное на сайте, количество страниц за сеанс и показатель отказов, но по достоверности данных он стоит на 4 месте.

Другие способы проверки

Как проверить работу SEO-специалиста другими методами?

  • Если из месяца в месяц проводятся SEO-работы, но роста по трафику и позициям нет, то возможно, проблема кроется в техническом состоянии сайта, а именно в скорости загрузки. В Google это официальный фактор ранжирования сайта, в Яндексе - неофициальный. Проще говоря, скорость загрузки для сайта очень важна. Не стоит лениться и заглядывать в Google SpeedInsights, возможно, ваши основные страницы долго грузятся и подрядчик либо пропустил, либо не обратил своё внимание на это.
  • Работу SEO-специалиста также можно проверить посредством роста ссылочной массы. Динамика должна быть плавной, не взрывной, иначе можно напороться на фильтры от поисковиков. Проверить ссылочный профиль можно с помощью внутренних сервисов (Яндекс.Вебмастер, там есть раздел обратных ссылок на сайт); отчетов самого подрядчика, в которых должна быть страница-акцептор, донор и анкор, если он есть; внешних ресурсов, таких как Megaindex, Serpstat или Semrush.
  • Если у вас в какой-либо из поисковых систем перевешивает количество страниц (например, в Google 5 страниц в индексе, а в Яндексе - 105), то тут налицо проблема с индексацией страниц на сайте. Грамотный SEO-специалист должен быстро найти эту проблему и по возможности устранить.
  • Расширенные сниппеты делают сайт в выдаче более заметным среди остальных участников поиска. Случайно попасть в блок ответов Яндекса или Google сложно, так что если туда попала страница с вашего сайта, то можете пожать руку своему SEO-подрядчику. Остальные элементы в сниппетах тоже требуют усилий специалистов, без дополнительных действий сами собой они вряд ли появятся.
  • Нужно серьезно задуматься в ситуациях, когда несколько месяцев подряд «идут работы», но подрядчик не присылает вообще никаких документов и вообще все ограничилось подписанием договора. Тут два варианта: либо работы ведутся не покладая рук и отчет написать некогда, либо к сайту вообще не притрагиваются.
  • В конце концов, если ресурс с SEO-подрядчиком начал расти, у него появляются и растут позиции, ежемесячно увеличивается трафик и это не связано с офлайн-мероприятиями, то можно не беспокоиться о порядочности подрядчика.

В качестве вывода резюмируем показатели эффективности SEO, по которым самых недобросовестных сеошников можно выявить уже на первом этапе проверки: скорость, ссылки, сниппеты, индексация. Помните об этих «красных флажках», заказывая комплексное продвижение сайта , и ориентируйтесь на надежный рейтинг подрядчиков, чтобы SEO не причиняло страданий вам, вашему бюджету и сайту.

Всем привет! Сегодня мы поговорим об оценке эффективности SEO-продвижения. Нам часто поступают вопросы следующего характера:

  • Как оценивать результат продвижения?
  • Как узнать, сколько посетителей пришло по мои запросам?
  • Как узнать, сколько стоит один посетитель?
  • Какими инструментами собирать позиции и как часто?

На них мы постараемся ответить в максимально понятной форме.

Как оценивать результат SEO-продвижения

Для начала нужно определить, что мы понимаем под результатом SEO-продвижения. По долгу службы мне приходилось общаться с большим количеством клиентов лично, и могу с уверенностью сказать, что четкие ожидание от SEO есть не у всех.

Давайте определим базовые результаты, которые хотят видеть большинство владельцев сайтов и веб-мастеров:

Позиции — многие желают видеть свой сайт на первой странице выдачи поисковых систем. На вопрос «Зачем?» они не все в состоянии ответить. Как правило, позиции нужны для узнаваемости бренда и привлечения посетителей на сайт.

Трафик — посещения сайта заинтересованными посетителями из поиска. Это основная цель большинства владельцев и веб-мастеров.

Увеличение продаж, звонков, заказов — конверсий. На самом деле это финальная цель SEO-продвижения в подавляющем большинстве случаев. Как правило, посещения из поисковых систем — это наиболее качественный трафик, который только можно пожелать. Объясняется это проявленным у посетителя интересом еще до попадания на ваш сайт. Проще говоря, еще до момента перехода на сайт посетитель из органической выдачи (из поисковых систем) уже имеет сформированную потребность и ищет ответ на свой вопрос или решение проблемы. Поэтому такие посетители чаще всего делают покупки, заказы и совершают нужные нам действия.

С вводной частью мы закончили, перейдем к практике.

Для оценки эффективности продвижения списка поисковых фраз (запросов) нам понадобится:

  • Список запросов, разбитый на логические группы (кластеры);
  • Сформированные (хотя бы у нас в голове, а лучше в таблице) связки групп запросов с целевыми страницами. Поясню, мы должны понимать, какие конкретно ключевые слова мы будем продвигать на выбранной целевой странице;
  • Подключенная к сайту система сбора статистики Яндекс.Метрика. Так как мы будем оценивать эффективность каждого запроса, в данной статье мы не будем рассматривать Google Analytics из-за шифрования данных о поисковых фразах в этой системе статистики.

Мы будем измерять эффективность продвижения в разрезе трафика, приходящего на конкретную целевую страницу по выбранным нами запросам.

Для этого нужно научиться использовать системы статистики, чтобы видеть, откуда приходит трафик («Источник трафика»), на какие страницы («Страницы входа»), и научиться сравнивать временные интервалы.

Также я бы хотел ввести такое понятие, как видимость сайта в поисковой системе.

Как это сделать в Яндекс.Метрике

Перейдем в раздел «Отчеты». Выберем раздел «Содержание» в стандартных отчетах. Нажмем на «Страницы входа».

Установим требуемый диапазон дат.

Как правило, мы сравниваем месяцы работы. Например, месяц до продвижения и месяц после старта.

Затем создадим сегмент, который будет отражать только посещения из нужных нам поисковых систем. Нажмем «Сегментировать» и выберем «Источник» из списка.

В открывшемся списке нажмем «Первый источник» (вы можете оценивать и последний источник, это зависит от специфики вашего сайта и цели, которую вы преследуете. Подробнее об атрибуции можно прочитать здесь: https://yandex.ru/support/metrika/reports/attribution-model.xml). В этой статье мы рассмотрим первый источник. Далее перейдем в «Поиск» и выберем «Поисковая система». Галочками отметим поисковые системы, которые нам важны для анализа.

Внизу страницы мы увидим «древовидную» структуру сайта с каталогом страниц и данными по трафику на конкретный раздел сайта или страницу из требуемой поисковой системы (систем) за указанный период.

Такой отчет удобен для оценки эффективности продвижения разделов сайта. Если ресурс небольшой, то данный метод также используется для оценки трафика на конечные целевые страницы.

Вернемся к теории. Так как от запросов мы ожидаем переходов из поисковых систем, то адекватной метрикой эффективности в нашем случае является именно трафик, приходящий на наши страницы из поиска.

В таком отчете Метрика позволяет использовать группировки данных и просматривать дополнительные параметры. Например, воспользовавшись группировкой, мы можем узнать, сколько мужчин и женщин пришло из поиска на нашу целевую страницу за указанный период. Тема группировки очень обширна, и полностью ее описывать в статье я не стану.

Настройка группировки:

Результат:

Также Метрика дает возможность в этом же отчете просмотреть достижение целей (если они у вас есть) посетителями из выбранных поисковых систем за указанный период времени, попавшими на сайт через страницы входа из списка.

Результат:

Для оценки поискового трафика на конкретной странице я использую обратную систему фильтров и сегментов. Давайте посмотрим цепочку без особой детализации.

«Отчеты» -> «Источники, сводка»

«Сегментировать» -> «Поведение» -> «Страницы входа»

В фильтре вводим URL требуемой страницы:

В нижней части страницы мы увидим отчет по источникам трафика для выбранной целевой страницы.

Используя группировки и цели, мы получим детальную статистику для каждой целевой страницы.

Итого

Сравнивая количество переходов на нужные нам целевые страницы из поисковых систем, мы получаем понимание эффективности продвижения группы запросов для любой выбранной страницы или раздела сайта.

Как узнать, сколько посетителей пришло по запросам

Для анализа эффективности запросов мы используем уже знакомую нам механику отчетов Яндекс.Метрики. Яндекс все еще отдает статистики переходов по ключевым фразам, а для Google такие данные получить нельзя.

Нам понадобится выполнить следующие действия:

Перейти в «Отчеты» -> Выбрать «Источники» -> Нажать «Поисковые фразы».

Не забываем указать нужный период и атрибуцию перехода. Для примера используем первый переход.

В нижней части страницы мы получим статистику по переходам на сайт по ключевым фразам.

Для удобства применим группировку и подключим отображение страницы входа.

Получаем данные по количеству переходов на сайт за выбранный период и указание страницы входа на сайт.

В примере мы видим, что за выбранный период из поисковой системы Яндекс по ключевой фразе «купить комнатные растения в интернет магазине с доставкой недорого» на страницу /catalog/komnatnye_tsvety/ пришло 126 человек.

Применив параметр «Цель», мы увидим, сколько человек совершили нужное нам действие.

Итого

Сравнивая количество посещений из поиска по ключевым фразам за периоды, мы получаем четкую картину эффективности каждого запроса.

Метрика дает возможность выгрузки всех этих данных в таблицы для дальнейшей аналитики и принятия решений.

Видимость

Не могу обойти такой важный параметр, как видимость сайта в поисковых системах. Оптимизируя контент целевых страниц, мы часто придаем релевантность запросам, которые напрямую не продвигаем. Это связанно с умной системой понимания контента поисковыми системами. Например, размещая текст по запросу «комнатные растения», мы невольно используем массу тематических пассажей, которые поисковая система также ранжирует для нашего сайта. И в результате выбранная страница может быть видима по запросу «комнатные растения купить онлайн в москве».

Как узнать, сколько стоит один посетитель из поиска

В этом разделе не будет цветных картинок, постарайтесь понять текст.

Как уже писал выше, продвижение запросов происходит с использованием групп в привязке к целевым страницам.

Наши затраты на SEO-продвижение обычно складываются из:

  • Стоимости общих технических доработок;
  • Стоимости доработок удобства сайта;
  • Стоимости написания и размещения контента целевых страниц;
  • Стоимости ссылочной массы для группы запросов (если вы используете ссылки).

Для анализа стоимости привлеченного посетителя на целевую страницу я обычно считаю стоимость написания контента, стоимость ссылок и время (в часо-рублях) на внесение доработок для каждой страницы.

Например:

  • 1000 рублей за контент + 2000 рублей аренда ссылок в месяц + 1 час на выкладку на аутсорсе (500 рублей);
  • Итого за последний месяц я потратил 3500 рублей на целевую страницу;
  • Суммарно по запросам я привел 126 посетителей за месяц;
  • До начала продвижения органический трафик страницы был 26 человек;
  • Значит, по моим запросам пришло 100 человек;
  • В этом месяце посетитель из поиска мне обошелся в 35 рублей.

Стоит отметить, что на странице в примере я не буду вносить изменения в течение нескольких месяцев, а значит, стоимость посетителя на второй и последующей месяцы будет падать.

В расчет я не беру затраты на базовые доработки и юзабилити, их стоимость можно «размазать» по финальной сводной картине.

Какими инструментами собирать позиции и как часто

2016 год мы встречаем в условиях динамической выдачи Яндекса. Это значит, что позиция по конкретному запросу может значительно изменяться в течение дня и в зависимости от устройства и региона, из которого происходит запрос.

В таких условиях я не вижу смысла собирать позиции по запросам чаще, чем 1 раз в 7 дней.

Общую картину мы сможем понять, глядя на усредненные данные за значительный период, например, за месяц.

В большинстве случаев нам достаточно понимать, что запрос в среднем находится в ТОП 5 или в ТОП 10. Главным параметром эффективности, как я уже писал, здесь является трафик на целевую страницу.

Все современные системы продвижения сайтов имеют функционал сбора позиций. Средняя погрешность составляет около 20%.

Лично мне симпатичен сервис . Он позволяет не только получать номер позиции запроса и хранить статистику, но и показывает базовые характеристики запроса.

Аналогичные инструменты:

Я постарался описать базовые инструменты для оценки эффективности SEO-продвижения и ответить на частые вопросы в редакцию.

В качестве итога хочу посоветовать изучить возможности Яндекс.Метрики и понять логику отчетов. Особое внимание уделите сегментации, группировке и сравнению сегментов.