Георгия Почепцов Г.Г. Теория коммуникации Почепцов . Теория коммуникации . М., 2001. 7. там...
КИНЕМАТОГРАФ СИБИРИ КОММУНИКАЦИЯ ЯЗЫК ТВОРЧЕСТВО Омск – 2010
КнигаНеиссякаемому генератору киноидей, помнившего живого Георгия Рошаля, фестивали советских лет в... : ГМИЛИКА, 2007. 5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации . М., 2004. 6. Лотман Ю.М.: цит. по книге. Г.Г. Почепцов . Теория коммуникации . М., 2001. 7. там...
Тираж 3000 экз. 240 с. Георгий Почепцов ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ теории Почепцов , Георгий
" Fort / Da" Слава Янко
КнигаТираж 3000 экз. 240 с. Георгий Почепцов ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ | zip Культура и культурология... . Текст. Проблемы неклассической теории познания Культура и культурология... культурология В сети 512 с. Почепцов , Георгий "История русской семиотики" Культура и...
Теория текста
Учебное пособиеВ частности: Красных В.В. Основы психолингвистики теории коммуникации . М., 2001. Колшанский Г.В. Коммуникативная... гора св. Георгия менее чем когда... семантика. Минск, 1984. 66. Почепцов Г.Г. Прагматика текста// Коммуникативно-прагматические...
модели коммуникации:
социологические
психологические
семиотические
Виды коммуникации:
визуальные
вербальные
перфомансные
мифологические
Методы анализа массовой коммуникации
Кризисные коммуникации
Международные коммуникации Рефл-бук Ваклер 2001
УДК 659.4 ББК 76.0 П 65 Серия основана в 1998 г. Ответственный редактор С.Л. Удовик Оформление обложки В.И. Половец Издание осуществлено при содействии ООО "Эльга" ISBN 966-543-048-3 (серия) © Г.Г Почепцов, 2001 ISBN 5-87983-101-9 ("Рефл-бук") © Из-во "Рефл-бук", ISBN 966-543-062-9 ("Ваклер")
оформление, 2001 © Из-во "Ваклер", серия, 2001
Введение....................................................................................................................................................................................... 8
Глава первая КОММУНИКАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ........................ 9
КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС................................................................................................................................... 9
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ................................................ 15
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ....................................................................................................... 20
МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ, РЕКЛАМЫ И ПРОПАГАНДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ............................................... 28
Двухступенчатая модель коммуникации............................................................................................................... 28
Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты............................................. 29
Диффузная теория......................................................................................................................................................... 30
Модель привратника................................................................................................................................................... 31
Структура новости....................................................................................................................................................... 31
Метафора........................................................................................................................................................................ 33
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.................................................................................................. 34
Модель Романа Якобсона.......................................................................................................................................... 34
Эмотивная (экспрессивная) функция............................................................................................................ 34
Конативная функция........................................................................................................................................... 34
Фатинеская функция........................................................................................................................................... 34
Метаязыковая функция...................................................................................................................................... 34
Поэтическая функция.......................................................................................................................................... 34
Референтивная (денотативная, когнитивная) функция......................................................................... 35
Модель Юрия Лотмана............................................................................................................................................... 35
Модель Умберто Эко................................................................................................................................................... 39
МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ............................................................................... 45
Нейролингвистическое программирование.......................................................................................................... 46
Психоанализ................................................................................................................................................................... 50
Модель Фрейда............................................................................................................................................................. 52
Модель Юнга................................................................................................................................................................. 53
Модель Лакана.............................................................................................................................................................. 55
Групповая психотерапия............................................................................................................................................ 56
Психодрама.................................................................................................................................................................... 57
Группы встреч............................................................................................................................................................... 58
МОДЕЛИ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ............................................................................................. 59
Модель Клода Леви-Строса...................................................................................................................................... 62
Модель Ролана Барта................................................................................................................................................. 63
Модель Карла Густава Юнга................................................................................................................................... 64
Модель Бронислава Малиновского........................................................................................................................ 66
МОДЕЛИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ.......................................................................................... 68
МОДЕЛИ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.......................................................................................... 78
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ................................................................................... 90
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ................................. 95
Повторяемость............................................................................................................................................................... 95
Точка зрения................................................................................................................................................................... 96
Зависимость объекта от его имени.......................................................................................................................... 96
Разрешенность/запрещенность тем......................................................................................................................... 97
Коммуникативность молчания................................................................................................................................. 97
ВЫВОДЫ......................................................................................................................................................................... 98
Глава вторая.......................................................................................................................................................................... 98
ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.......................................................................................................... 98
КОММУНИКАЦИЯ В РЕШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.......................................................................... 98
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ................................ 105
Модель Антонио Грамши (марксистская)........................................................................................................... 105
Модель Виктора Шкловского (литературная)................................................................................................... 106
Модель Николая Евреинова (театральная)........................................................................................................ 107
Модель Густава Шпета (герменевтическая)...................................................................................................... 110
Модель Владимире Проппе (фольклорная)........................................................................................................ 115
Модель Михаила Бахтина (культурологическая)............................................................................................ 116
Модель Чарльза Морриса (прагматическая)..................................................................................................... 117
Модель Цветана Тодорова (нарративная).......................................................................................................... 117
Модель Пьера Бурдье (социологическая)........................................................................................................... 118
Модель Поля Грайса (прагматическая)............................................................................................................... 120
Модель Петра Ершова (театральная).................................................................................................................. 121
Модель Александра Пятигорского (текстовая)................................................................................................. 122
Модель Мишеля Фуко (философская).................................................................................................................. 125
Модель Йохана Хейзинга (игровая)...................................................................................................................... 127
Модель Клода Леви-Строса (антропологическая)........................................................................................... 129
Модель Жана Бодрийяра (вещественная)........................................................................................................... 131
Модель Жака Деррида (деконструктивистская)............................................................................................... 133
Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)................................................................................................ 135
Модель Марселя Мосса (антропологическая).................................................................................................. 137
ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ........................................................................................................ 140
Модель Клода Шеннона (математическая)........................................................................................................ 140
Модель Норберта Винера (кибернетическая)................................................................................................... 141
Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая).......................................................................... 142
Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)............................................................................................... 142
Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)............................................................................................ 143
Модель Уильяма Юри (конфликтологическая).................................................................................................. 144
МОДЕЛИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ............................................................................................................. 146
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ.................................................................................. 155
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ.................................................................................................................................. 168
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ....................................................................................................................... 175
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 180
Глава третья ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ................................................................................................................. 180
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО............................................................................................................... 180
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............................................................................................................................ 185
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............................................................................................................................. 197
ПЕРФОРМАНСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.................................................................................................................. 203
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ.............................................................................................................. 209
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ............................................................................................................... 216
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЛИТЕРАТУРНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ
СООБЩЕНИЙ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА............................................................. 218
Масс-медиа.................................................................................................................................................................. 219
Кино................................................................................................................................................................................ 220
Телевидение............................................................................................................................................................... 223
Литература................................................................................................................................................................. 225
Советский миф........................................................................................................................................................... 227
Постсоветский миф..................................................................................................................................................... 230
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 231
Глава четвертая. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ................................................. 232
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ......................................................................................................................................................... 232
ПРОПАГАНДИСТСКИЙ АНАЛИЗ............................................................................................................................... 236
АНАЛИЗ СЛУХОВ........................................................................................................................................................... 242
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 247
Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ.................................................. 248
МОДЕЛИ ЛИДЕРОВ ПО ВИНТЕРУ............................................................................................................................. 248
Соответствие лидера и ситуации......................................................................................................................... 249
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ................................................................................................................................. 250
Мотив "достижений".......................................................................................................................................... 262
Мотив "близости (отношений)"...................................................................................................................... 262
Мотив "власти"..................................................................................................................................................... 263
КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ И ОПЕРАЦИОННОЕ КОДИРОВАНИЕ..................................................... 264
ОПЕРАЦИОННЫЙ КОД................................................................................................................................... 267
КОГНИТИВНАЯ КАРТА................................................................................................................................... 267
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ............................................................................................................................................. 268
ДВУХФАКТОРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА......................................................................................... 271
РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ......................................................................................................................................................... 273
***................................................................................................................................................................................... 275
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 276
Глава 6. КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ...................................................................... 276
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА.............................................................. 276
КОММУНИКАТИВНАЯ КАМПАНИЯ В ОБЛАСТИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ.................................................... 284
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.................................... 290
Выступление по радио....................................................................................................................................... 293
Выступление по телевидению......................................................................................................................... 293
НАПИСАНИЕ РЕЧЕЙ................................................................................................................................................ 294
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 299
Глава 7. КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ........................................................................................................... 299
КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ................................................................................ 299
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.............................................................................................. 310
МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.316
Коммуникативные механизмы воздействия........................................................................................................ 320
КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ СИТУАЦИИ........................................................... 323
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 328
Глава 8. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИИ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ.................................................................... 329
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАЗИС СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ................................ 329
КОММУНИКАЦИЯ В ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ....................................................................................... 337
КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ................................. 343
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 349
Глава 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ............................................................................................ 349
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................. 349
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТОКИ...................................................................................... 352
ТЕОРИЯ ПЕРЕГОВОРОВ................................................................................................................................................ 354
ОПЫТ ФБР В ПЕРЕГОВОРАХ С ТЕРРОРИСТАМИ............................................................................................... 360
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ........................................................................................................................ 367
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.................................................................................................................. 370
Время........................................................................................................................................................................ 370
Пространство......................................................................................................................................................... 370
ВЫВОДЫ...................................................................................................................................................................... 373
Литература........................................................................................................................................................................... 373
Приложение 1...................................................................................................................................................................... 394
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ"................................................................... 394
Литература................................................................................................................................................................... 396
Обязательная......................................................................................................................................................... 396
Дополнительная................................................................................................................................................... 396
Приложение 2 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ................................................................................................ 397
Заключение.......................................................................................................................................................................... 398
Введение...................................................................... 11
Глава первая
Коммуникация в структуре человеческой цивилизации.. 14
Коммуникация как процесс........................................ 14
Изменение роли коммуникации в информационном обществе.......... 24
Общие характеристики коммуникации....................... 31
Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды.............. 38
Социологические и психологические модели коммуникации.................................. 44
Двухступенчатая модель коммуникации....................... 45
Спираль молчания......................................................... 46
Диффузная теория.......................................................... 47
Модель привратника....................................................... 49
Структура новости........................................................ 50
Метафора........................................................................ 53
Семиотические модели коммуникации......................... 54
Модель Якобсона........................................................... 54
Модель Лотмана............................................................. 57
Модель Эко..................................................................... 63
Модели психотерапевтической коммуникации............ 73
Нейролингвистическое программирование.................. 74
Психоанализ (модели Фрейда, Юнга, Лакана).............. 81
Групповая психотерапия (психодрама, группы встреч) 91
Модели мифологической коммуникации...................... 95
Модель Леви-Строса.................................................... 100
Модель Барта................................................................ 102
Модель Юнга............................................................... 105
Модель Малиновского................................................ 107
Модели аргументирующей коммуникации................ 112
Модели имиджевой коммуникации............................ 116
Модели пропагандистской коммуникации................. 127
Управление коммуникативными процессами............ 146
Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей............ 154
Повторяемость............................................................ 154
Точка зрения................................................................ 155
Зависимость объекта от его имени............................. 156
Разрешенность/запрещенность тем............................. 157
Коммуникативность молчания................................... 158
Выводы............................................................... 159
Прикладные модели коммуникации....................... 160
Коммуникация в решении специальных задач.......... 160
Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания
Модель А. Грамши...................................................... 172
Модель В. Шкловского............................................. 173
Модель Н. Евреинова................................................ 175
Модель Г. Шпета...................................................... 180
Модель В. Проппа..................................................... 187
Модель М. Бахтина..................................................... 189
Модель Ч. Морриса................................................... 191
Модель Ц. Тодорова................................................. 192
Модель П. Бурдье..................................................... 193
Модель П. Грайса...................................................... 196
Модель П. Ершова.................................................... 197
Модель А. Пятигорского............................................. 199
Модель М. Фуко
Модель Й. Хейзинга.................................................... 208
Модель К. Леви-Строса............................................... 211
Модель Ж. Бодрийяра................................................. 214
Модель Ж. Деррида..................................................... 218
Модель Ж. Делеза........................................................ 221
Модель М. Мосса......................................................... 224
Прикладные модели коммуникации........................... 228
Модель Клода Шеннона.............................................. 229
Модель Норберта Винера........................................... 230
Модель Теодора Ньюкомба.......................................... 231
Модель Оле Хольсти..................................................... 233
Модель Вашингтона Плэтта.......................................... 234
Модель Уильяма Юри................................................... 235
Модели массовой коммуникации............................... 237
Модели коммуникации в массовой культуре............. 252
Психологические войны.............................................. 273
Пропагандистские кампании....................................... 284
Выводы............................................................... 292
Глава 3. Виды коммуникации......................... 293
Коммуникативное пространство................................ 293
Визуальная коммуникация.......................................... 301
Вербальная коммуникация.......................................... 319
Перформансная коммуникация................................... 330
Мифологическая коммуникация................................. 339
Художественная коммуникация.................................. 351
Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений
в рамках коммуникативного пространства.......... 355
Масс-медиа.................................................................. 356
Кино.............................................................................. 359
Телевидение................................................................... 363
Литература................................................................... 366
Советский миф............................................................... 370
Постсоветский миф..................................................... 374
Выводы............................................................... 376
Глава 4. Методы анализа массовой коммуникации...................... 375
Контент-анализ............................................................ 377
Пропагандистский анализ........................................... 384
Анализ слухов.............................................................. 393
Выводы............................................................... 402
Глава 5............................................................. 402
Методы анализа текстов политических лидеров............... 403
Модели лидеров по Винтеру....................................... 403
Характеристики лидера................................................. 404
Соответствие лидера и ситуации.................................. 405
Соответствия лидера и его сторонников...................... 406
Психологический анализ............................................. 407
Мотивационный анализ............................................... 419
Когнитивное картирование и оперативное кодирование... 427
Нарративный анализ.................................................... 434
Двухфакторный вариант контент-анализа................. 438
Ролевой анализ............................................................ 442
Выводы 446
Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз.......................... 447
Паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина......... 447
Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз... 460
Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации......... 470
Написание речей.......................................................... 477
Выводы............................................................... 484
Глава 7. Кризисные коммуникации.................. 485
Кризисные коммуникации в паблик рилейшнз.......... 485
Особенности кризисных коммуникаций.................... 503
Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.... 512
Семиотические механизмы воздействия.................... 515
Коммуникативные механизмы воздействия............... 519
Когнитивные механизмы воздействия........................ 521
Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации........... 523
Выводы..................................................... 532
Глава 8. Анализ коммуникации в других областях.............. 533
Коммуникативный базис современных избирательных кампаний
Коммуникация в теории принятия решений.............. 547
Коммуникация как составляющая национальной безопасности
Коммуникация в разведывательной деятельности.. 559
Выводы............................................................... 565
Глава 9. Международные коммуникации.............................. 567
Международные коммуникации как объект исследования
Международные коммуникативные потоки............... 571
Теория переговоров..................................................... 575
Опыт ФБР в переговорах с террористами................. 584
Принудительная дипломатия...................................... 595
Межкультурная коммуникация................................... 600
Выводы............................................................... 605
Литература.................................................................. 606
Приложение 1. Учебная программа курса... 641
Приложение 2. Тематика курсовых работ....................... 646
Заключение................................................................. 648
Введение
В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда - Библия, позже - марксистско- ленинское учение), главным становится приближенность к источнику правильной мысли. При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участниками.
В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача - как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков постсоветского времени). Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение.
Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо больший интеллектуальный уровень в системе управления. В прошлом, когда система была репрессивно-коммуникативной, достаточно было опереться на внешнее принуж-
дение. Сегодня таким принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного индивидуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание. Без достаточно сильных научных оснований это невозможно сделать. Не только пропаганда, но и реклама, паблик рилейшнз, переговоры, "спичрайтерство" и множество других направлений внезапно ощутили отсутствие "поддерживающей" их дисциплины. Такой объединяющей дисциплиной и является "теория коммуникация" [см. 116, 138, 268, 269,434, 471]. Каждое из направлений разрабатывает свои собственные прикладные аспекты; к примеру, для рекламы - это "медиапланирование". Однако жесткая замкнутость в своем собственном прикладном аспекте несет такую же опасность, как и отсутствие внимания к этому аспекту вообще. В данной работе мы попытались выделить некоторые срезы именно прикладной сферы.
Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникация. Падчерица советского периода сегодня становится принцессой. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что человек хочет быть услышанным. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая
роль получателя информации.
Теория коммуникации в значительной степени формируется разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль. Только с помощью эффективно проведенной коммуникации в современном обществе осуществляется все больше и больше событий. Общество стало более зависи-
мым от коммуникации. Ни в одном столетии не развивалось столько разнообразных дисциплин, связанных с воздействием человека на человека.
Теория коммуникации несомненно получит свое дальнейшее развитие, и оно будет тем успешнее, чем большее число людей выберет эту сферу в качестве своей профессии. В настоящее время, когда в странах СНГ получает развитие множество новых областей прикладных коммуникаций, у этой науки появились хорошие перспективы.
Данная книга объединяет и дополняет ряд предыдущих книг автора по проблемам теории коммуникации , в которых расположен более базовый материал, предваряющий данную книгу.
Предлагаемая книга рассматривает коммуникацию как базовый элемент в структуре человеческой цивилизации. Анализируются различные модели коммуникации: социологические, психологические, семиотические, а также их прикладные приложения.
Подробно рассмотрены различные виды коммуникации. Отдельные главы посвящены методам анализа массовой коммуникации, кризисным и международным коммуникациям. Книга насыщена различными примерами, взятыми как из международной практики, так и из опыта постсоветских стран.
Введение.
Глава первая КОММУНИКАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС.
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ.
МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ, РЕКЛАМЫ И ПРОПАГАНДЫ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.
Двухступенчатая модель коммуникации.
Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты.
Диффузная теория.
Модель привратника.
Структура новости.
Метафора.
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.
Модель Романа Якобсона.
Эмотивная (экспрессивная) функция.
Конативная функция.
Фатинеская функция.
Метаязыковая функция.
Поэтическая функция.
Референтивная (денотативная, когнитивная) функция.
Модель Юрия Лотмана.
Модель Умберто Эко.
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ.
МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Нейролингвистическое программирование.
Психоанализ.
Модель Фрейда.
Модель Юнга.
Модель Лакана.
Групповая психотерапия.
Психодрама.
Группы встреч.
МОДЕЛИ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Модель Клода Леви-Строса.
Модель Ролана Барта.
Модель Карла Густава Юнга.
Модель Бронислава Малиновского.
МОДЕЛИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ.
МОДЕЛИ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.
Повторяемость.
Точка зрения.
Зависимость объекта от его имени.
Разрешенность/запрещенность тем.
Коммуникативность молчания.
ВЫВОДЫ.
Глава вторая. ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.
КОММУНИКАЦИЯ В РЕШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
Модель Антонио Грамши (марксистская)
Модель Виктора Шкловского (литературная)
Модель Николая Евреинова (театральная)
Модель Густава Шпета (герменевтическая)
Модель Владимире Проппе (фольклорная)
Модель Михаила Бахтина (культурологическая
Модель Чарльза Морриса (прагматическая
Модель Цветана Тодорова (нарративная)
Модель Пьера Бурдье (социологическая)
Модель Поля Грайса (прагматическая)
Модель Петра Ершова (театральная)
Модель Александра Пятигорского (текстовая)
Модель Мишеля Фуко (философская)
Модель Йохана Хейзинга (игровая)
Модель Клода Леви-Строса (антропологическая)
Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
Модель Жака Деррида (деконструктивистская)
Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)
Модель Марселя Mо cca (антропологическая)
ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.
Модель Клода Шеннона (математическая)
Модель Норберта Винера (кибернетическая)
Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
МОДЕЛИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ.
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ.
ВЫВОДЫ.
Глава третья ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ПЕРФОРМАНСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЛИТЕРАТУРНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ
СООБЩЕНИЙ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Масс-медиа.
Кино.
Телевидение.
Литература.
Советский миф.
Постсоветский миф.
ВЫВОДЫ.
Глава четвертая. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ.
ПРОПАГАНДИСТСКИЙ АНАЛИЗ.
АНАЛИЗ СЛУХОВ.
ВЫВОДЫ.
Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ.
МОДЕЛИ ЛИДЕРОВ ПО ВИНТЕРУ.
Соответствие лидера и ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Мотив "достижений".
Мотив "близости (отношений)".
Мотив "власти".
КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ И ОПЕРАЦИОННОЕ КОДИРОВАНИЕ.
ОПЕРАЦИОННЫЙ КОД.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА.
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ.
ДВУХФАКТОРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА.
РОЛЕВОЙ АНАЛИЗ.
ВЫВОДЫ.
Глава 6. КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ.
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
КОММУНИКАТИВНАЯ КАМПАНИЯ В ОБЛАСТИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Выступление по радио.
Выступление по телевидению.
НАПИСАНИЕ РЕЧЕЙ.
ВЫВОДЫ.
Глава 7. КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ.
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.
Коммуникативные механизмы воздействия.
КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ СИТУАЦИИ.
ВЫВОДЫ.
Глава 8. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИИ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ.
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАЗИС СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ.
МОТИВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В РЕКЛАМЕ.
КОММУНИКАЦИЯ В ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ВЫВОДЫ.
Глава 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТОКИ.
ТЕОРИЯ ПЕРЕГОВОРОВ.
ОПЫТ ФБР В ПЕРЕГОВОРАХ С ТЕРРОРИСТАМИ.
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Время.
Пространство.
ВЫВОДЫ.
Литература.
Приложение 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ".
Литература.
Обязательная.
Дополнительная.
Приложение 2 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.
Заключение.
Об авторе.